След за кормой

Страница 23 из 29

След за кормой


Сказания скальда Снорре

Как видно, и Христос и скандинавские боги оказались милостивы к влюблённому Лейфу Эриксону. Плавание «Фрейи» с Гебрид к берегам Норвегии протекало благополучно, к большому разочарованию Рори, которому до страсти хотелось побороться с бурей. Утешение мальчуган нашёл в дружбе со Снорре Мудрым.
Небольшого роста, с красным обветренным лицом, с седыми волосами и маленькими слезящимися глазками, скальд знал бесчисленное количество историй про богов, про их битвы с великанами, про то, как боги в образе людей ходили по земле. Эти истории он рассказывал юному мореходу, и тот с упоением слушал их, как волшебные сказки.
В один из погожих осенних вечеров, когда заря золотила лёгкие облачка на западном небосклоне, Снорре рассказал мальчику занятный случай, приключившийся с богом Тором.
У норманнов величайшим позором для мужчины считалось, если он надевал женское платье. Но вот что однажды произошло с громовержцем Тором.
Целых три года воевал Тор с жестокими великанами Гримтурсенами, которые хотели завоевать Асгард, страну богов. Наконец враги были разгромлены и бежали. И тогда Тор выпряг двух быстроногих козлов из колесницы, на которой всегда ездил, и улегся спать на зелёном лугу. Свой очарованный[В сказках и сагах «очарованный» равносильно слову «заколдованный».] молот Мйольнир он положил рядом, под боком.
Каковы же были гнев и огорчение бога, когда, проснувшись, он не нашёл молота: кто-то во время его сна стащил заколдованное оружие. Пришлось обратиться за помощью к богу огня Локи; ему одному признался Тор в своей беде.
Локи, повелитель огня, не происходил из семьи богов. Он был родом из великанов, но его допустили в Асгард за необыкновенный ум и хитрость. На злого и коварного Локи трудно было положиться, но если требовалось что-нибудь разузнать, никто лучше него не справлялся с делом.
Локи, обратившись в сокола, полетел в Йóтунхейм, страну великанов. И там он разведал, что молот Мйольнир украл великан Трим. Трим хвалился своей проделкой. Он сказал, что он вернёт молот лишь в том случае, если за него отдадут замуж богиню Фрейю.
Боги собрались на совет. Что было делать? Потеря Мйольнира означала для них огромную беду. Ведь только при помощи очарованного молота удавалось им отбивать нападения великанов. Теперь они стали беззащитны против их грозной силы.
Кроткая богиня любви Фрейя впервые в жизни рассердилась, когда Тор предложил ей отправиться в Йотунхейм и стать женой Трима.
— Ты сам проспал молот, — сказала она, — сам его и выручай!
И тут подал хитрый совет страж радуги Хéймдалль.
— Друг Тор, почему бы тебе не надеть женское платье и самому не отправиться к Триму под видом Фрейи?
Громовержец возмутился:
— Мне?! Женское платье?! Никогда я не унижусь до такого позора!!
— А ты бы не спал так крепко! — ехидно усмехнулся кто-то из богов.
Тор призадумался, а тут на помощь ему пришёл любитель опасных приключений Локи.
— Ладно уж, помогу тебе, — проворчал он. — Ты переоденешься Фрейей, а я наряжусь твоей служанкой, и вдвоём с тобой мы одурачим великанов…
Тор сразу повеселел: позор легче переносится, если его делит с тобой кто-нибудь другой.
Богов нарядили женщинами. Тора одели в длинное платье, лицо и рыжую бороду закрыли плотной брачной фатой. Безусый и безбородый Локи удачно изобразил служанку.
Узнав о том, что боги отдают ему Фрейю в жёны, великан Трим возликовал и устроил роскошный пир, на который созвал множество гостей.
И вот за пиршественным столом появились «невеста» и «служанка». Дорога в Йотунхейм была длинная и трудная, Тор сильно проголодался и, позабыв осторожность, съел целого быка и восемь громадных лососей, выпил бочку крепкого пива.
«Однако ж нелегко будет прокормить такую жёнушку», — озабоченно подумал Трим.
Вслух он сказал:
— Кто в жизни видал столь прожорливых жён?
Не видел я век, чтоб невеста так ела,
И мёду так много умела бы выпить!
Но Локи был хитёр и находчив. Он объяснил:
Целых восемь ведь дней Фрейя не ела —
Так страстно стремилась в край Трима она…
Трим хотел поцеловать невесту, но увидел сквозь фату огненные глаза бога Тора. Он в испуге воскликнул:
С чего горят очи Фрейи так грозно?
Кажется, словно в них пламя пылает!
Мнимая служанка и тут нашлась:
Целых восемь ночей Фрейя глаз не смыкала, —
Так страстно стремилась в край Трима она…[«Эдда. Скандинавский эпос». Перевод С. Свириденко.]
Простодушный великан поддался на уловки Локи. Молот Мйольнир он запрятал в глубоком подземелье, где боги никогда не смогли бы его найти. Но, расчувствовавшись, Трим послал за ним сестру, и молот был преподнесен «невесте», как свадебный подарок.
Лишь только заколдованное оружие оказалось в руках бога грома, всё изменилось в одно мгновение. Тор сбросил фату, сорвал с себя ненавистное платье, и под ним оказались боевые доспехи. Началась беспощадная расправа. Трим и его гости были сражены молниеносными ударами Мйольнира.
Так страшное оружие вернулось в Асгард, и боги снова почувствовали себя в безопасности. Но Тор всегда со стыдом вспоминал, как ему пришлось надеть женское платье, и не терпел никаких разговоров на эту тему.[«Песня о Триме» считается самой древней из песен «Эдды». Она появилась в Норвегии около 900 года.]
Старый скальд Снорре закончил эту сагу, когда на море уже спустилась ночная тьма, и тотчас погнал мальчугана спать.
Много других сказаний услышал Рори от мудрого скальда. Снорре часто рассказывал ему про отца богов Одина.
У Одина был только один глаз, а другого он лишился по своей собственной воле.
В стране великанов Йотунхейме есть чудесный источник. Кто напьётся его воды, для того в мире не будет ничего тайного. Но доступ к нему невозможен: источник стережёт могучий великан Мúмир, он убивает всех, кто пытается пробраться мимо него без спроса.
Когда Один был ещё молод, он совершил далёкое путешествие из Асгарда к источнику Мимира и просил у великана позволения напиться удивительной воды. Великан сказал:
— Ты получишь разрешение, если отдашь свой правый глаз.
И Один рассудил так:
— Мудрость стоит дороже глаза. Умный и одним глазом увидит больше, чем дурак двумя.
С тех пор не осталось тайн для Одина ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Рори захотелось узнать, откуда на земле появились люди. Когда он жил в Геллирсхольте, он слышал от патера Рагнара Гуннарсона, что первых людей сотворил христианский бог: Адама он сделал из глины, а Еву из его ребра. Но этот рассказ казался мальчугану слишком уж простым и незанимательным по сравнению с увлекательными сагами скальда. Снорре рассказал о сотворении людей так.
Задумав населить землю, Один отправился на берег моря и там нашёл два дерева — ясень и ольху. Из ясеня Один вырезал мужчину, назвав его Аском; из ольхи была сделана женщина Эмбла. Кто-то из богов вдохнул в деревянные фигуры жизнь, другой наделил их разумом, третий наполнил жилы кровью… От Аска и Эмблы пошёл человеческий род.
Выслушав рассказ, Рори весело блеснул чёрными глазами и воскликнул:
— Рассказ дедушки Снорре мне нравится гораздо больше! Приятнее чувствовать себя сделанным из благородного ясеня, чем из грязной, противной глины…
Старый скальд рассмеялся и похлопал мальчугана по плечу.

Конунг Олаф Трюгвесон

После недельного перехода, не омрачённого никакими неприятностями, «Фрейя» бросила якорь у норвежского побережья, в гавани города Нидарос.[В Нúдаросе (ныне Трóнхейме) в те времена жили норвежские короли.] Там проживало немало богатых купцов, и Лейф Счастливый быстро закончил свои торговые дела. Он выгодно распродал отцовские товары и по сходной цене закупил всё необходимое для зимовки в «Крутом склоне».
Времени терять не приходилось, и Лейф собирался отплыть в Гренландию, когда неожиданное происшествие спутало все его планы. За ним явился посланец короля Олафа Трюгвесона[Олаф Трюгвесон (969 — 1000).] с просьбой прибыть к королю для важного разговора. Лейф не был подданным норвежского короля, но пренебречь желанием столь могущественного властителя не счёл возможным. А вдруг король призывает его, чтобы объявить: «Эрику Рыжему прощены прежние вúны, и он может вернуться на родину».
Конечно, Эрик вряд ли покинет Гренландию, где успел прочно обосноваться и пользуется большим вниманием, но всё же приятно на старости лет смыть клеймо изгнанника.След за кормойИ молодой моряк отправился к конунгу. В ожидании возвращения Лейфа Снорре рассказал своему питомцу историю Олафа. Эта история была столь удивительная, что больше походила на сказку. О ней сложена сага, откуда мы и знаем о необычайных событиях, случившихся в жизни Олафа Трюгвесона.
Эта длинная сага будет рассказана очень кратко.
Отец Олафа был убит соперниками в борьбе за королевскую власть. Такая же участь угрожала и его наследнику, новорождённому Олафу, но его мать Астрида убежала с сыном в соседнюю Швецию и два года укрывалась там у друзей. А потом она отправилась, в путешествие по Балтийскому морю — навестить брата Сúгурда, проживавшего на Руси. Корабль, на котором плыли Астрида и Олаф, захватили эстляндские[Эстляндией в старину называлась Эстония.] пираты. Несколько лет маленький Олаф провёл в рабстве, а потом его случайно нашёл дядя Сигурд, выкупил у хозяина и привёз в Холмгард, столицу Гардарикии.[Хóлмгард — Новгород. Гардарúкия — Древняя Русь.]
Князь Валдамар[Вáлдамар — Владимир Красное Солнышко (978 — 1015).] принял Олафа в свою дружину, и на Руси юноша прожил девять лет.
«Был он красивее, больше ростом и сильнее всех мужей, а в искусствах превосходил всех норвежцев, о которых говорят саги. Олаф вырос в Гардарикии и возмужал прежде мудростью, силами и крепостью, нежели летами».[Подлинный текст из «Саги об Олафе».]
Много походов совершил Олаф под знаменами конунга Валдамара, много совершил славных подвигов. Большим событием в жизни Олафа оказалось путешествие в Англию, где он принял христианство. Когда Олаф вернулся в Норвегию с большой дружиной и завоевал власть в борьбе с враждебными ярлами,[Это произошло в 995 году. Олафу тогда исполнилось 26 лет.] он уже исповедовал христианство.
Такова была история жизни конунга Олафа, к которому отправился Лейф Эриксон.
* * *
Начало разговора с конунгом Олафом разочаровало Лейфа Эриксона. Правда, Олаф очень лестно отозвался об Эрике Рыжем, о его замечательных путешествиях, завершившихся открытием Гренландии. Но даже и речи не зашло о том, что Эрику разрешается возвратиться в Норвегию. Конунг призвал к себе Лейфа Счастливого совсем с другой целью.
Как всякий новообращённый, Олаф Трюгвесон был ревностным христианином. Но его подданные не очень стремились принимать новую веру, и конунг в своём рвении не останавливался перед жестокими мерами. И часто старинная вражда между соседями заканчивалась тем, что христианин убивал язычника под благовидным предлогом «распространения истинной веры».
Беседа, начавшаяся в приёмной короля, продолжалась в пиршественной зале, где ежедневно собирались друзья и соратники Олафа. Конунг сказал:
— Почтенный Лейф, я много слыхал о твоих удачах в торговых делах, и знаю, как ты умеешь убеждать людей. И я хотел бы, чтобы ты, возвратившись в Гренландию, распространял там христианство, как мой посол. Я полагаю, что светоч истины должен разгореться и в этой стране, расположенной на краю ведомого нам мира.
Лейф с улыбкой ответил:
— Ваше величество, я слишком недавний христианин для того, чтобы взять на себя смелость стать проповедником новой веры. Да и отец мой — закоренелый язычник. Вряд ли он ласково меня встретит, если узнает о миссии, которую вы на меня возлагаете.
После настойчивых уговоров короля и обещаний поддержать его, Лейф согласился.
— Если уж так велико ваше желание сделать меня первым апостолом[Апóстол (греч.) — ревностный последователь и распространитель какого-нибудь учения.] Гренландии, я попытаюсь стать им, но только из любви и уважения к вашему величеству. И я совершенно не ручаюсь за успех.
— Ты принесёшь в свою страну счастье, — воскликнул захмелевший король, обнимая Лейфа, — недаром же ты заслужил своё прозвище!
Король предложил Лейфу остаться при нём до весны и дал ему почётную должность в своей дружине. Кормчий Гест Альвирсон повёл «Фрейю» в Гренландию, но Снорре Мудрый и его питомец Рори остались при королевском дворе.