Музеи — Малов В.
Страница 6 из 16
Музеи
МУЗЕИ РОССИИ
За что Отечество благодарно Павлу Третьякову?
В Замоскворечье, в одном из старых и уютных уголков Москвы — Лаврушинском переулке, стоит удивительное здание, фасад которого похож на сказочный красно-белый терем. А живут в нем васнецовские богатыри, стерегущие Русскую землю, суриковский Меншиков, «полудержавный властелин», томящийся в березовской ссылке, федотовский майор, явившийся свататься… Там же в старинных картинных рамах шумят корабельные рощи, плывет над тихой речной заводью вечерний звон, садятся на еще не распустившиеся ветви первые весенние грачи…
Этот сказочный терем — Третьяковская галерея, которая давно уже стала одним из символов Москвы. Богатейший музей русской живописи — дар столице России от великого ее гражданина Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), торговца и промышленника, страстного собирателя картин.
Фасад прославленной Третьяковки похож на сказочный терем.
Уже с юных лет он располагал немалыми средствами, унаследованными от отца — замоскворецкого купца Михаила Третьякова, и мог приобретать полюбившиеся ему полотна. В 1856 г., когда Павлу шел лишь 24-й год, он купил первые две картины русской школы — «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Полотна, написанные не слишком именитыми художниками, и легли в основу будущего великого собрания.
Через 16 лет коллекция Третьякова насчитывала уже свыше 500 произведений. Пришлось к двухэтажному дому в Лаврушинском переулке, где он жил, пристраивать флигель для картин. К тому времени среди них уже были первые картины передвижников — художников, входивших в знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Члены Товарищества, основанного в 1870 г. по инициативе друга и советчика Третьякова по собиранию картин И.Н. Крамского, вели просветительскую работу, устраивая выставки своих работ в провинциальных городах России. А после этих выставок многие картины покупал Павел Михайлович.
Павел Михайлович Третьяков начал собирать картины в 1856 г.
Так в его собрании появились произведения Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана…
Павел Михайлович писал, что «желал бы составить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». С1874 г., когда был достроен флигель в Лаврушинском переулке, в галерею Третьякова стали пускать посетителей. Поначалу приходило не больше 10–15 человек в день, но в 1881 г. картины увидело уже более 8 тысяч зрителей. К дому в Лаврушинском переулке в течение последующих лет добавились еще четыре пристройки.
Несмотря на дополнительные пристройки, к концу XIX в. картинам Третьякова становилось все теснее в его замоскворецком доме.
В августе 1892 г. Третьяков передал свою галерею городу Москве. В письме, отправленном в Московскую городскую думу, Павел Михайлович так объяснял причины своего поступка:
«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар… всю мою картинную галерею».
В собрании Третьяковской галереи немало произведений древнерусской живописи, в том числе и шедевр из шедевров — «Троица» Андрея Рублева
К этому времени в собрании Павла Михайловича были уже работы не только современных ему художников, но и мастеров XVIII в. и 1-й половины XIX в., памятники древнерусской живописи — всего около 2 тысяч картин, рисунков, 62 иконы, 15 скульптур. Передав галерею Москве, Павел Михайлович остался ее пожизненным попечителем и продолжал покупать новые картины.
После кончины Третьякова коллекция продолжала пополняться. А в 1902 г. по эскизам Виктора Васнецова, автора «Богатырей», «Аленушки» и других картин на темы русского фольклора, возвели знаменитый фасад в виде сказочного терема и к существовавшим при Третьякове залам присоединили его перестроенный жилой дом.
После Октябрьской революции собрание галереи пополнилось произведениями из национализированных частных собраний, коллекций нескольких музеев.
Фасад Третьяковской галереи построен по эскизам В.М. Васнецова.
Какой стала Третьяковка к XXI веку?
Сейчас Третьяковка — целый музейный комплекс. В него входят не только залы с экспозицией, но и Инженерный корпус, и здание старой церкви, издавна стоявшей в этом уютном московском уголке. Громадные коллекции Третьяковки расположены так, чтобы посетителям было удобно проследить всю историю русской живописи с XIII до конца XX в.
Среди шедевров знаменитой галереи, в которой собрана самая крупная коллекция древнерусской живописи, произведения Дионисия, Симона Ушакова, Андрея Рублева, в том числе и жемчужина древнерусской живописи — его «Троица». А жемчужины других времен — это «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Охотники на привале» В.Г. Перова, «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Над вечным покоем» И.И. Левитана, «Девочка с персиками» В.А. Серова и еще многие и многие картины.
«Явление Христа народу» (размеры полотна почти 7,5 х 5,5 м) Александр Иванов начал писать в 1837 г. и работал над картиной 20 лет.
Очень полно представлено в Третьяковке и самобытное искусство начала XX в. — русский авангард. В нем было много разных направлений, он породил такие несхожие друг с другом шедевры, как «Демон» М.А. Врубеля, «Купание красного коня» К.С. — Петрова-Водкина, «Над городом» М.З. Шагала, «Бабы» Ф.А. Малявина, «Черный квадрат» К.С. Малевича…
Константин Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912)
Картина Марка Шагала «Над городом».
Картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»
Жаль, что в небольшой книге даже перечислить их все невозможно.
Кстати, а каково назначение Инженерного корпуса? Это — компьютерный центр Третьяковки. В память компьютеров теперь занесены изображение каждой из картин музейного фонда и все данные о ней: автор, название, год написания, размер…
А для чего это нужно? Представь, например, что Третьяковка организует выставку какого-либо художника. В считанные минуты компьютер выдает сотрудникам музея все сведения о том, какие его полотна находятся в залах, а какие в запасниках, подбирает картины в хронологическом порядке или по месту написания. Облегчает компьютер и создание каталогов выставок.
Со временем пользоваться компьютерной информацией смогут и посетители — заглянуть в закрытые фонды, узнать не только о знаменитых, но и о малоизвестных картинах любимого художника. Конечно, для этого от гостя Третьяковки потребуется элементарная компьютерная грамотность…
Словом, к нашему времени стала Третьяковка не только богатейшим собранием русской живописи, но и музеем с самыми современными научно-техническими возможностями.