Музеи — Малов В.

Страница 3 из 16

Музеи


Чем прославились Медичи?

Началось время Возрождения — мощный расцвет искусств, архитектуры, наук, литературы, ремесел — в XIV в. во Флоренции, городе в центре Италии. Во многом этому поспособствовал один из древних флорентийских родов — Медичи. Сначала Медичи были банкирами — основанный ими банкирский дом к XV в. стал столь богатым и могущественным, что давал деньги в долг королям Европы. Сами Медичи в конце концов получили титул герцогов и правили Флоренцией вплоть до 1737 г.
Медичи были тонкими ценителями и знатоками искусств и оказывали щедрую поддержку талантливым скульпторам, архитекторам, художникам, приглашая их со всех концов Италии. Иным из этих мастеров суждено было достичь в своих работах поразительного совершенства. Год за годом они превращали Флоренцию в прекраснейший город Европы.

Бронзовый бюст одного из Медичи — Козимо — работы Бенвенуто Челлини экспонируется во флорентийском музее Барджелло.Бронзовый бюст одного из Медичи — Козимо — работы Бенвенуто Челлини экспонируется во флорентийском музее Барджелло.

Знаменитая флорентийская площадь Синьории, похожая на музей под открытым небом, известна всему миру — фотографии ее есть даже в школьных учебниках. Высоко в небо уходит четырехгранная часовая башня, венчающая массивное и в то же время изящное здание Палаццо Веккио (Старого дворца). А справа от него — Лоджия Ланци, удивительное сооружение с тремя огромными арками, за которыми, как на театральной сцене, стоят на постаментах мраморные статуи героев античных мифов. Тут же на площади можно увидеть и статую Микеланджело «Давид», правда, в наши дни уже не подлинник, а очень качественную копию.

Флорентийская площадь Синьории похожа на музей под открытым небом.Флорентийская площадь Синьории похожа на музей под открытым небом.

Работали во Флоренции и Леонардо да Винчи, и Бенвенуто Челлини, и Рафаэль, и многие другие выдающиеся мастера, которым покровительствовали Медичи.
Подражать высоким образцам флорентийского искусства и архитектуры стали другие итальянские города, и наконец Возрождение пришло сначала во Францию, а затем и в другие европейские страны.
Сами же Медичи жили в величественных дворцах среди множества произведений искусства, собранных за многие десятилетия и века.
Кроме того, просвещенные представители этого рода собирали редкости — древние монеты, старинное оружие, посуду, шкуры невиданных зверей. Содержали собрания в порядке особые слуги.
Необъятные коллекции Медичи уже смело можно назвать музеями, правда, и они предназначались далеко не для всех — лишь для самих Медичи да их гостей. Однако ознакомиться с ними всегда могли работавшие во Флоренции художники, скульпторы и другие люди искусства.

Какие коллекции собирал кардинал Ришелье?

Собирателем ценностей был и французский король Франциск I, правивший в 1515–1547 гг., и папы римские Юлий II и Лев X (из рода Медичи), занимавшие Святой престол в 1-й четверти XVI в. В следующем, XVII в. славились художественные коллекции кардиналов Ришелье и Мазарини — они, наверное, знакомы тебе не только по учебникам истории, но и по «мушкетерским» романам Александра Дюма.

Выдающийся государственный деятель кардинал Ришелье известен и как знаменитый коллекционер XVII в.

Выдающийся государственный деятель кардинал Ришелье известен и как знаменитый коллекционер XVII в.

Богатейшие собрания всех этих именитых коллекционеров складывались из картин, скульптур, фарфора, бронзы, часов, ковров, дорогих парадных доспехов, которые нередко были истинными произведениями искусства.
Старались не отставать от них и другие короли, герцоги, высшие иерархи церкви да и просто богатые люди.
А взлет наук, начавшийся в период Возрождения, породил новые виды коллекционирования: появилось увлечение минералами, образцами растений, насекомых. В эпоху Великих географических открытий (середина XV–XVII вв.) всяческие редкости стали прибывать в Европу уже из-за океана: индейские луки, стрелы и томагавки, утварь, курительные трубки, одежда.
Все эти предметы пополняли обширные коллекции, хранившиеся во дворцах знатных ценителей произведений искусства и разных диковин. В XVI–XVII вв. такие собрания нередко называли немецким словом кунсткамера — дословно «кабинет редкостей».
Но пришло время, и многие дворцы со всеми собранными в их залах произведениями искусства и другими коллекциями открыли двери для каждого, кто хотел на них посмотреть.

В эпоху Возрождения древнеримские монеты высоко ценились коллекционерами.В эпоху Возрождения древнеримские монеты высоко ценились коллекционерами.

Французы, например, обязаны этим Великой французской революции (1789–1794). Бывший королевский дворец — парижский Лувр стал первым в мире художественным музеем, открытым для широкой публики. А с течением времени ему суждено было стать и крупнейшим из музеев. Так что с историей Лувра и его настоящим стоит ознакомиться обстоятельнее.

ОТ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА К МУЗЕЮ

Всегда ли в Лувре жили короли?

Сравнительно недавно, в середине 80-х годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной стены и оборонительного рва начала XIII в.
Это были фрагменты хорошо укрепленного замка. Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом она тоже стала одним из музейных экспонатов.
А о том, как менялся и перестраивался Лувр на протяжении веков, можно судить по макетам, показывающим, каким он был в разные периоды.
Замок Лувр в 1200 г. начал строить король Франции Филипп II Август — ой хотел укрепить правый берег Сены. Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню — донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту.

Проект стеклянной пирамиды во дворе Лувра поначалу вызвал немало споров. Но когда ее построили, она прекрасно вписалась в ансамбль дворца-музея.Проект стеклянной пирамиды во дворе Лувра поначалу вызвал немало споров. Но когда ее построили, она прекрасно вписалась в ансамбль дворца-музея.

Только во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных книг.
Однако после Карла V Лувр надолго перестал быть королевским домом. Да и в самом Париже короли жили далеко не всегда. Франция вела с Англией долгую, изнурительную войну, получившую название Столетней (1337–1453), и столицу Франции оккупировали английские войска. Основным местопребыванием французских королей стала долина реки Луары.

Остатки древней стены луврского замка теперь тоже один из музейных экспонатов.Остатки древней стены луврского замка теперь тоже один из музейных экспонатов.

Как выглядел Лувр в средние века, можно судить по старинной миниатюре из часослова герцога Беррийского.Как выглядел Лувр в средние века, можно судить по старинной миниатюре из часослова герцога Беррийского.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.