Звенит слава в Киеве — Озерецкая Е.

Страница 3 из 24

Звенит слава в Киеве



Глава IV. ИВАН КУПАЛА

русалка

Русальная неделя в ночь под Ивана Купалу кончается, когда 24 июня наступает.
Испокон веку на Руси, пока христианства не было, все люди в леса да к рекам шли Купалу встречать. Прыгали через костры для очищения, собирали травы всякие — особую целительную силу они в эту ночь имеют.
Незаметно уйдя под вечер с княжеского двора, Андрей пробирался к знакомой поляне. Коня оставил невдалеке, верхом не проехать было сквозь чащобу.
«Придёт ли? — тревожно думал он. — Не вздумает ли обмануть?»
— Ау! — послышалось издали. — Ау! Ты, что ли, идёшь, Андрей?
— Я, Предславушка, я! — радостно откликнулся мальчик.
В новой белой рубахе стояла у ручья Предслава. Тёмные её волосы покрывал пышный венок, а руки еле удерживали громадный пук цветущих трав.
— Здравствуй! — весело встретила она Андрея. — А я уж, видишь, сколь цветов и трав насобирала!
— И куда тебе столько? — удивился мальчик.
— Ничегошеньки-то ты не знаешь. Каждая травка свою силу имеет. Вот, гляди, цветок «Петров крест» — кому кажется, а иному нет. Трава премудрая. Если найдёшь нечаянно, то верхушку заломи, а её очерти, да на Иванов день и приходи за ней.
— Зачем заламывать?
— А затем, что, коли не заломишь, она перейдёт на иное место, а старое пусто оставит.
— Дивно ты говоришь, Предславушка. Может ли то быть?
— Может, Андрей, может. И не то ещё бывает. Трава «кликун» — так кличет гласом по зорям дважды: «Ух! Ух!». К себе человека не допускает и семя с себя долой скидает, не даёт человеку взять. Корень той травы, как человек, — глаза, руки, ноги. А силу она имеет.
— К чему же сила её?
— К чему хочешь, к тому и годна.
— Эта вот какая травка?
— Разрыв-трава то. От неё всякий узел развязывается.
— Ну, а другие все для чего?
— Каждая для своего дела. Трава «иван» растёт в стреку, на ней два цвета. Видишь — один синий, другой красный. Трава «хленовник» растёт подле рек кустиками, и дух от неё тяжёлый.
Смуглые руки быстро перебирали душистые растения. Андрей с любопытством смотрел на странную девочку.
— А папоротник в Иванову ночь цветёт огнём, и кто его найдет, поймёт язык всякого творения. И зверя, и птицы, и букашки малой…
— Откуда ж ты всё это знаешь?
— От дедушки…
— А дедушка твой кто?
Предслава помолчала, испытующе глядя на Андрея. Не след бы ей про то говорить, да ведь клялся он. И лицо у него ясное, чистое. Такие не предают…
— Волхв он, — тихо сказала девочка, — премудрый волхв…
— Волхв? — испуганно повторил Андрей. — Да разве есть ещё на Руси волхвы?
— Глупый ты, Андрей. Люди христианство твоё для виду лишь принимали, не по своей воле, а верят больше по-старому, как отцы и деды заповедали. Приходят молиться в рощи, в рожь, к священным деревам. И колдуют, и гадают, как в старину.
— А крещенье-то как же?
— А вот как дедушка про то сказывал. Владимир-князь приказал всем к Днепру креститься идти, а кто не придёт, тому казнь принять. Киевлян в реку, как стадо, загоняли. После же того, Великого Перуна к хвосту коня привязав, поволокли с горы в Днепр, а двенадцать приставленных мужей шли рядом и жезлами его тыкали. До самых порогов люди княжеские Перуна провожали, дубинками от берегов отгоняли. Волхвов же многих по княжему велению истребили, смерти предали.
Предслава замолчала, грустно глядя куда-то вдаль. Молчал и Андрей. Вспомнились ему Илларионовы слова: «Увы! Христианская паства ещё лишь малое стадо!» Жаловался учёный священник, что пустуют церкви. Говорил: «Если плясун или скоморох какой позовёт на игрища, на сборища языческие, то все туда радостно устремляются. Если же в церковь позовут, то мы позёвываем, чешемся, говорим, что дождливо аль холодно. На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, а в церкви и крыша есть, и воздух приятный, люди же идти туда не хотят, губят свои души».


девица и добрый молодец

Видно, права Предслава, что многие ещё лишь для виду, от страху перед князьями христианами зовутся. Веселее, что ли, со старыми-то богами? Церковь всё запрещает: и то грех, и этого нельзя…
— О чём задумался? — перебила его мысли девочка. — Гляди, я сейчас судьбу свою проведывать стану…
Предслава сняла с головы венок и, шепча какие-то непонятные слова, бросила его в ручеёк. Венок медленно поплыл, но зацепился за камень и завертелся на одном месте.
— Неладно! — испуганно прошептала Предслава.
— Что неладно-то?
— Обожди, не мешай…
Тяжёлый венок, постепенно намокая, погружался в воду. Скоро на поверхности остались только лёгкие, воздушные травки, вплетённые среди цветов. Они беспомощно трепетали, словно пытаясь за что-нибудь ухватиться, чтобы спастись. Потом скрылись и травки. А ручей всё так же весело бежал своей дорогой.
На глазах Предславы выступили крупные слёзы, но она продолжала неотрывно глядеть в воду, как будто надеясь ещё что-то увидеть…
— Худо мне будет… — вздохнула девочка. — Видно, водяной венок утащил…
— Полно, Предславушка. Не всякая примета сбывается. Да и есть ли там водяной-то?
— Что ты! Что ты! — испуганно оглядываясь, зашептала Предслава. — Как же не быть в воде водяному, а в лесу лешему?
— А видела ль ты их когда? Какие они из себя-то?
— Видать не доводилось, врать не стану. А какие они — про то доподлинно знаю.
— Зачем же ему венок твой понадобился?
— То он мне знак даёт…
— Какой знак?
— Худой, Андреюшка… быть со мной беде… Ну, да ладно. Чему быть — того не миновать.
— А какие ты слова говорила?
— Тайные то слова, заговорные. Их сказать тебе не смею. Да и к чему тебе они?
— Тебя дедушка им учил?
— Он. Всё дедушка знает. Словеса неведомые, чары, лечьбы — любую хворь уймёт… Да не велено про то. Не пытай меня, не стану сказывать.
— А ведомо ли дедушке твоему, каков из себя Перун был?
— Как не ведомо? Был он высок да плечист, черноглаз да черноволос, борода золотая, в правой руке лук крепкий, в левой — колчан со стрелами. Однако ж, пора тебе ко двору ворочаться. Вишь — совсем затемнело…
— Не маленький я, не боюсь.
— Не храбрись, Андрей. Кто свою судьбу знает? Ну, вот что. Дам я тебе для оберегу подарок дорогой…
— Спасибо на ласке, Предславушка… Каков же подарок твой?
— А вот, гляди…
На протянутой маленькой ладони лежал небольшой, странной формы камешек. Андрей с удивлением разглядывал непонятный подарок.
— Что ж то за камень такой? — неуверенно, боясь обидеть Предславу, спросил он.
Девочка вздохнула.
— И ничего-то ты не знаешь. А говоришь, учат тебя. Не тому, видно, учат… То Перун-камень. Слыхал про него?
— Н-нет… не доводилось…
— Тот камень падает и стреляет сверху от грома. Он же и громовая стрела называется. Из него надобно делать глаз в перстень и носить на руке.
— Зачем?
— Затем, что им от всякого видимого и невидимого злодея сохранён будешь. Носи да меня помни!
— Спасибо, Предславушка. Только я тебя и без камня помнить буду… Может, лучше тебе его носить, от неведомой беды спасаться?
— От моей беды не спасёт камень. Я у дедушки заступы искать стану. А ты меж людей живёшь. Люди-то всякие бывают.
— Прими ж и ты от меня подарок. Не чуден он и не богат, да от сердца. Дорогих камней нет у меня, сам я из чужих рук гляжу. А возьми ты перстенёк, матушкино благословение. Пусть он тебе про меня напоминает, коли судьба или злые люди разлучат нас…
И Андрей надел на палец девочки простое колечко с алым камушком. Лицо Предславы вспыхнуло тёмным румянцем.
Не отводя глаз от Андрея, она медленно подняла руку с кольцом и прижала его к губам.
— Пока жива, не сниму твоего кольца. А если когда получишь его — знай, нет на свете Предславы… Прощай!
— Что так прощаешься? Приду ведь ещё…
— Про то судьба ведает, не мы с тобой… Не забывай меня, если что…
— Господь с тобой, Предславушка… ты ровно беду какую пророчишь…
Но девочка уже скрылась. Долго в тяжёлом недоумении стоял Андрей, сжимая в руке нагревшийся Перун-камень. Потом вздохнул и медленно побрёл туда, где оставил коня.

кольцо