Лошади — Зельф М.
Страница 8 из 11
Лошади
Чему учили лошадей в средние века?
Конница в средние века играла важную роль. Однако искусство верховой езды было тогда еще не особенно развито. В большинстве случаев рыцари силой заставляли своих коней делать то, что от них требовалось: они взнуздывали их рвущими губы железными трензелями, кололи бока длинными острыми шпорами. Ездили рыцари в основном шагом, в битву устремлялись галопом. Позднее, когда снаряжение всадника и лошади становилось все тяжелее и все сильнее сковывало движения, об искусстве верховой езды нечего было и мечтать: везет, и слава Богу!
Перемены начались лишь в начале XVII в., когда француз Антуан де Плювинель основал в Париже Академию верховой езды для юных аристократов. Он был невысокого мнения о пользе шпор и строгой узды с удилами, гораздо больше Плювинель полагался на терпение и доброту всадника. В 1623 г. он составил для короля трактат об искусстве верховой езды, где в форме диалога с монархом изложил свои взгляды на обучение лошадей. Его труд и поныне — основа работы высшей школы верховой езды, им руководствуются и тренеры Испанской школы в Вене.
Что представляет собой Испанская школа верховой езды?
Эта школа была основана при австрийском императорском дворе еще в 1572 г. С тех пор ее ученики тренируются исключительно на лошадях местной породы — сивых жеребцах липпицанах, потомках испанской породы. Тут и сегодня можно видеть великолепные образцы искусства классической верховой езды в манеже Хофбурга (бывшего императорского дворца), построенного по указанию императора Карла VI в 1729 г. зодчим Фишером фон Эрлахом. Конечно, представления, происходящие здесь ныне, не столь пышны, как во времена империи, когда в гривы ослепительно белых коней вплетали золотые нити, а уздечки, налобники и другие детали убранства сияли позолотой и жемчугом. Однако и до сих пор упряжь лошадей весьма нарядна.
Венская школе верховой езды. Исполнение курбета.
Венская школа верховой езды. Исполнение фигуры «левада».
Как ездили индейцы?
На севере США и в Канаде индейцы развивали совершенно иные приемы верховой езды, чем в Европе. Они главным образом приручали и объезжали мустангов, не пользуясь седлами, а вместо удил нижнюю челюсть лошади захватывал петлей узкий кожаный ремешок.
Кони индейцев подчинялись едва слышной команде или легкому перемещению тела всадника. Они были обучены помогать хозяину в охоте на буйволов, умели уклониться от удара рогов, молниеносно останавливаться или разворачиваться на 180 градусов. Часто на полном ходу охотник, сжав ногами круп лошади, бросался вниз головой и из такого положения стрелами поражал добычу. Индейцы были прекрасными наездниками.
Они успешно приноравливались к аллюру своих коней, как бы сливаясь с ними в одно целое.
Какие лошади были у ковбоев?
Ковбои пасли огромные стада крупного рогатого скота, перегоняя их с места на место. Они следили, чтобы животные не разбегались, а также отлавливали с помощью лассо. Ковбойские кони умели бесстрашно маневрировать среди массы бегущих животных, реагируя на любые команды всадника, К примеру, лошадь сразу же останавливалась, как только лассо затягивалось на задней ноге или рогах бычка. Если же бык падал, ковбою было необходимо сразу же подскакать к нему, чтобы связать для клеймения или оказать помощь.
Ковбои щеголяли наборными уздечками, украшенными металлическими бляшками и орнаментом. Седла у них были удобнее европейских, с высокой прочной седельной лукой, на которую можно было наматывать лассо.
Американский ковбой ловит на пастбище бычка. Лошадь реагирует на почти незаметные движения всадника, когда тог меняет положение тела или сжимает круп ногами.
Что такое итальянская посадка?
Когда мы рассматриваем старинные рисунки конной охоты, то посадка всадника кажется нам несколько странной. Он сидит в седле прямо, словно в кресле, ноги в стременах вытянуты вперед. Такую же позу сохраняет и жокей, когда его лошадь берет препятствие.
Сегодня жокей скачет низко пригнувшись, почти лежа на шее лошади, а в момент прыжка приподнимается на стременах. Почему так изменилась посадка?
Итальянский ротмистр Федерико Каприлли (1868–1907), инструктор кавалерийских школ Пинероло и Тор-ди-Квинто, изучал движения лошадей на всех аллюрах. Он заметил, что импульс движения вперед и вверх при галопе или прыжке зависит от положения всадника, и чтобы не повредить лошади позвоночник, следует подаваться вперед, изменяя центр тяжести и «разгружая» ей спину. Благодаря этому лошадь получает и большую свободу и можно добиться лучшего результата.
Каприлли предложил так называемую «итальянскую скаковую посадку» и доказал ее целесообразность. В 1902 г. в Турине он взял рекордную высоту — 2,08 м.
Примерно в то же время американский жокей Тед Слоан понял, что при галопе всадник должен перемещаться вперед.
Сначала над Слоаном посмеивались, но когда он начал регулярно выигрывать забеги, у него сразу появились последователи.
Эти две иллюстрации показывают, как изменислась посадка всадника. На рисунке, изображающем скачки 1845 г., жокеи сидят в седле прямо, ноги их вытянуты вперед.
С начала XX в. жокей почти лежит на шее лошади. Приподнимаясь на стременах, он переносит центр тяжести, чем облегчает работу лошади.
Как обучают цирковых лошадей?
Конный цирк фактически существует с тех пор, когда человек приручил лошадь.
Уже ассирийцы обучали своих лошадей ходить на задних ногах, опускаться на колени, ложиться на бок, изображая спящего или мертвого. Сегодня такие трюки делают кони монголов.
В Древней Греции и в цирках Рима лошади участвовали в представлениях, исполняя номера, которые мы можем увидеть и в современном конном цирке. Там демонстрировали их «танцы», задавая ритм ударами в бубен, заставляли прыгать сквозь горящий обруч, «катать» на спине медведей.
Все успехи дрессировки основаны на внимательном наблюдении за инстинктивным поведением и естественными движениями лошади, а также на доверии, с которым она относится к своему учителю. Если она никогда не видела от него ничего плохого, то готова выполнить любую его команду, сделать даже то, перед чем испытывает врожденный страх. Руководители цирковых конных трупп — мастера «свободной» дрессировки — дают команды жестами или щелканьем гибкого бича.
Умеют ли лошади считать?
Дрессировка, о которой мы только что рассказали, возможна потому, что лошади улавливают малейшие, почти невидимые движения, команды — почти неслышные.
Они надолго усваивают их смысл. Зрителей в цирках или в ярмарочных балаганах ошеломляют «считающие» лошади. Разумеется, считать они не умеют, однако внимательно следят за дрессировщиком и по его едва заметному знаку начинают рыть копытом землю или стучать по деревянному настилу, пока дрессировщик не подаст другой условный знак. Эффекту представления способствует и то, что у лошади другой угол зрения, чем у человека, она лучше нас видит «боковым зрением», и слух у нее куда более чуток.
И все-таки иногда компетентные свидетели рассказывают о таких случаях проявления лошадиного разума, объяснить которые не просто. Бернгард Гржимек, известный ученый, писал о лошади одного берлинского торговца углем: когда на телегу грузили мешки, она поворачивала голову и внимательно следила, сколько их положат, и если укладывали хоть один сверх обычной нормы, то ни побоями, ни добрым словом ее невозможно было сдвинуть с места.