Библейские легенды

Страница 5 из 28

Библейские легенды


ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ

ИОСИФА ПРОДАЮТ В ЕГИПЕТ
Иосифу было семнадцать лет. Отец любил его больше всех сыновей. Вместе с братьями пас Иосиф стада и доводил до отца худые слухи о братьях. Однажды Израиль дал Иосифу разноцветные одежды, чем выделил его. Возненавидели Иосифа братья, даже говорить с ним не могли дружелюбно.
Как-то Иосиф рассказал им такой сон: «Снится мне, будто мы вяжем в поле снопы. Мой стал прямо, а ваши кругом и поклонились моему снопу». — «Собираешься царствовать над нами?» — с ненавистью спросили братья.
В другой раз Иосифу приснилось, что поклонилось ему само солнце с луной и одиннадцать звезд. Тут даже отец смутился и выбранил Иосифа за такие сны: «Неужели я, и мать, и все твои братья — все мы явимся к тебе на поклон?»
Братья злились, а отец эти сны запомнил.
Отправились братья в сторону Сихема со стадами. Спустя время отец говорит Иосифу:
— Пойди в Сихем, посмотри, как там братья, а потом вернешься и мне расскажешь.
Долго бродил Иосиф в поле у Сихема. Повстречался ему человек:
— Кого ищешь?
— Братьев.
— Я слышал, они сказали: пойдем в Дофан.
Нашел Иосиф братьев в Дофане. Он еще только приближался, как они подумали об убийстве.
— Вон сновидец шагает. Давно пора прибить его и бросить в ров, а потом сказать, что зверь его съел.
Но Рувим не позволил убить брата.Иосифа продают в Египет
— Лучше в ров его бросьте, только крови не надо, — сказал Рувим, надеясь потихоньку спасти Иосифа.
Раздели братья Иосифа, сняли ту самую разноцветную одежду, которую подарил отец, и швырнули брата в колодец, благо не было в нем воды.
Рувим отлучился куда-то, а братья сели закусить. И вдруг появляется караван измаильтян, который направлялся в Египет.
— Братья, что толку нам от того, что мы убьем Иосифа? Лучше продать его измаильтянам, чем совершать братоубийство, — предложил Иуда.
Послушались его братья. Получили они от купцов двадцать сребреников, и купцы увели Иосифа в Египет.
Вернулся Рувим, увидел, что в колодце никого нет, разодрал одежды свои и запричитал:
— Что же мне делать теперь, куда деваться?
А братья тем временем закололи козла, выпачкали в крови одежду Иосифа и послали отцу со словами:
— Не сына ли твоего эта одежда, которую мы нашли? Посмотри!
Узнал Израиль одежду любимого сына и поверил, что убил Иосифа дикий зверь.
Купцы привезли Иосифа в Египет и продали его Потифару — начальнику телохранителей фараона.

ИОСИФ В ЕГИПТЕ
Полюбил Потифар Иосифа и постепенно доверил ему все свое хозяйство. Жена Потифара души не чаяла в молодом рабе: тянула его к себе и звала, хотела, чтобы он ее полюбил, но Иосиф всячески ее избегал.
Однажды вошел он в дом, когда никого не было из домашних, и жена Потифара схватила его за полу, потянула к себе. Сбросил Иосиф платье, в которое она вцепилась, и убежал. Закричала жена Потифара, позвала домашних, всем показывала одежду Иосифа:
— Вот, смотрите! Раб хотел надо мной надругаться, но я закричала, и он убежал, а одежду бросил.
Сильно разгневался Потифар, когда жена повторила ему свой рассказ, и отправил Иосифа в темницу, где томились узники фараоновы.
Но и начальнику темницы полюбился Иосиф, и вскоре он сделал молодого раба распорядителем всей тюрьмы.
Посадил фараон в тюрьму главного виночерпия своего и главного хлебодара, и начальник приставил Иосифа прислуживать им.
Раз утром вошел к ним Иосиф, а они сидят печальные.Иосиф толкует сны фараона
— Что с вами? — спросил Иосиф.
— Сны мы видели, а некому растолковать.
— Расскажите мне.
— Снилась мне виноградная лоза, — начал виночерпий, — а на ней три ветви. Развилась лоза, зацвела, и ягоды появились. И вот в руке у меня фараонова чаша. Взял я ягоды, выжал в фараонову чашу и отдал ее в руку фараону.
— Три ветви — это три дня, — начал толковать сон Иосиф. — Через три дня фараон вознесет тебя на прежнее место, и ты подашь ему чашу, как раньше. Вспомни тогда обо мне, выведи меня из этого дома, потому что наказан я незаслуженно.
Главный хлебодар позавидовал такому толкованию и принялся рассказывать, что приснилось ему.
— На голове у меня три корзины решетчатые. В верхней корзине — всякая пища для фараона, и птицы клюют ее.
И сказал Иосиф:
— Три корзины — это три дня. Через три дня фараон снимет с тебя голову, повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать твою плоть.
На третий день был пир по случаю дня рождения фараона, и вспомнил фараон о главном виночерпии и главном хлебодаре.
Первого фараон вернул, а второго повесил, как предсказал Иосиф.
Но забыл об Иосифе главный виночерпий.
Прошло два года, и снится фараону, что выходят из реки семь тучных коров пастись в тростнике, а следом за ними — семь тощих коров. И тощие коровы съели тучных коров, но остались такими же тощими.
В следующую ночь снится фараону, что семь тощих колосьев съели семь тучных колосьев.
И понял фараон, что сны его вещие. Созвал он мудрецов всей земли, но никто не растолковал ему сны. Тут вспомнил главный виночерпий об Иосифе. Приказал фараон вывести Иосифа из темницы. Остригся Иосиф, переменил одежду и пришел к фараону.
Поведал фараон Иосифу свои сны, и заговорил Иосиф:
— Семь тучных коров и колосьев — это семь благодатных лет. Семь тощих коров и колосьев — это последующие семь лет голода. Что Бог сделает, то он и показал фараону. Семь лет изобилия наступают в Египте, после чего придут семь лет голода, и забудется всякое изобилие, потому что голод будет очень тяжел. Повторение сна означает, что все исполнится непременно. Пусть сыщет фараон разумного человека и поставит его над землей Египетской. Пусть назначит фараон повсюду надзирателей, которые соберут пятую часть урожая в изобильные годы. Пусть весь хлеб этот свезут в города и спрячут, чтобы в голодные годы не погибла земля Египетская.
Понравилось такое толкование фараону, и сказал он:
— Ты будешь над домом моим и над всей землей. Лишь престолом я буду выше тебя.
Снял фараон перстень со своей руки и надел его на руку Иосифа. Дал ему фараон одежду из тонкого льна и золотую цепь повесил на шею. На вторую колесницу после себя посадил Иосифа и велел провозглашать перед ним: преклоняйтесь!
— Без твоего ведома ничто не произойдет в земле Египетской, — сказал фараон.
Дал ему фараон новое имя: Цафнаф-панеах, что означает «кормилец». Тридцать лет было в ту пору Иосифу. И дал ему фараон в жены Асенефу, дочь жреца Потифара.
Семь лет из одного зерна по горсти зерен давала земля, и много хлеба свез в города Иосиф. Он уже и считать перестал, потому что зерна у него было как песку морского: никакого счета не хватит.
В эти благодатные годы Асенефа родила ему сыновей — Манассию и Ефрема.
А потом пришли неурожайные годы. Во всех землях голодали, а в земле Египетской было сытно. Со временем люди съели все запасы и пришли к фараону, завопили о хлебе.
— Идите к Иосифу, — повелел фараон.
Отворил Иосиф житницы свои и стал продавать хлеб египтянам. А голод все усиливался, и не только в Египте — по всей земле, во всех странах. Отовсюду стекались люди покупать у Иосифа хлеб.
Добрался голод и до Ханаанской земли, где жили отец и братья Иосифа.
— Есть хлеб в Египте, — сказал Израиль. — Идите, дети мои, в Египет, а то умрем.
Пошли братья в Египет, только Вениамина отец не отпустил.
В толпе покупателей явились братья к Иосифу и поклонились ему до самой земли. Не узнали Иосифа братья. А Иосиф их узнал, но виду не подал и говорил с ними строго. Вспомнил Иосиф свои сны, которые когда-то рассказывал им.
— Откуда вы? — спросил Иосиф через переводчика.
— Из земли Ханаанской. Мы за хлебом пришли.
— Нет, соглядатаи вы, выискиваете слабые места этой земли.
— Да нет, — возражали братья Иосифу. — Мы все дети одного человека, мы твои слуги, не соглядатаи.
— Неправда! Вы пришли сюда высматривать да выведывать.
— Нет же! Нас, твоих слуг, двенадцать братьев у одного отца. Младший, Вениамин, остался с отцом, и еще один был, но его не стало.
— Нет, нет, все равно вы соглядатаи, — твердил Иосиф. — Жизнью фараона клянусь, что вам отсюда не выбраться, пока ваш младший брат сюда не придет. Пусть один из вас отправится за ним, а остальные будут задержаны. Только так докажете, что не соглядатаи вы.
Отдал их Иосиф под стражу на три дня, а на третий день сказал им:
— Если жизнь вам дорога, сделайте, как я скажу. Пусть один из вас останется в темнице, а остальные везут хлеб своим семьям. А чтобы вам оправдаться, приведите ко мне вашего младшего брата.
Загалдели между собой братья на своем языке:
— Вот наказание за то, что мы брату нашему Иосифу сделали.
— Говорил я вам, чтобы вы не трогали его, — упрекал братьев Рувим. — Не послушали меня, а теперь все с нас взыщется.
Не знали они, что Иосиф все понимает.
Не выдержал Иосиф — отошел и заплакал.
А потом приказал бросить в тюрьму одного из братьев — Симеона.
Велел Иосиф наполнить мешки братьев хлебом, а серебро вернуть каждому в его мешок. Кроме того, дали им запасов на дорогу.
Нагрузили братья ослов своих и отправились в путь. Во время ночевки решил один накормить осла, открывает мешок, а там деньги!
— Мне мои деньги вернули, — сказал он братьям. — Вот они, в мешке!
Испугались братья, поспешили домой и поведали обо всем отцу. Когда же все остальные открыли мешки и увидели свое серебро, испугались еще больше, и отцу страшно стало.
— Вы лишаете меня детей, — возмутился Израиль. — Иосифа нет, Симеона нет, Вениамин теперь вам понадобился. Мне этого не вынести.
— Можешь убить двух моих сыновей, — клялся Рувим, — если я не верну тебе Вениамина.
— Нет, — ответил отец. — Брат его умер, он один у меня остался. Случись с ним несчастье — я умру.
Все страшнее был голод в земле Ханаанской. Как только кончился хлеб, снова Израиль стал посылать сыновей в Египет.
— Велено же нам: без брата туда не являться, — заупрямился Иуда. — Пошлешь с нами Вениамина — пойдем, а не пошлешь — нам там делать нечего.
— Зачем вы сказали, что у вас есть еще брат?
— Да он же выспрашивал нас обо всех — о семье, об отце. «Нет ли у вас еще брата?» — спросил. Не думали мы, что он вдруг потребует его привести.
— Отпусти Вениамина со мной, — попросил Иуда отца. — Если я не верну его тебе, век буду виноват перед тобой. Мы бы уже два раза туда успели сходить за это время.
— Возьмите с собой лучшие плоды нашего края и подарите этому человеку, — сказал отец. — Немного бальзама, немного меду, благовоний и ладана, фисташков и миндаля. Возьмите с собой еще денег и верните те деньги, которые вам положили в мешки. Возьмите с собой также и брата вашего, Вениамина. Пусть я буду бездетным, коли так тому быть.
Снова братья предстали перед Иосифом. Как только увидел Иосиф Вениамина, тут же приказал своему управляющему ввести братьев в дом и приготовить обед.
— Эти люди будут есть вместе со мной.
Испугались братья, когда ввели их в дом Иосифа.
— Вот продадут нас в рабство вместе с нашими ослами, — говорили они между собой.
Подошли братья к управляющему дома Иосифа и рассказали, что в прошлый раз им вернули те деньги, которыми они заплатили за хлеб.
— Это Бог вам вернул ваши деньги, — засмеялся управляющий. — А мои деньги все на месте.
Привел он к ним Симеона, ввел в дом, дал воды, и они омыли ноги свои, дал корму ослам.
Приготовили братья свои дары, подали их Иосифу и поклонились ему до земли.
— Здоров ли отец ваш? — спросил Иосиф.
— Раб твой, отец наш, жив еще и здоров, — ответили братья и пали перед ним на колени.
— А это самый младший ваш брат? — спросил Иосиф, глядя на Вениамина, но тут же убежал в комнату, потому что не мог сдержать слез.
Умылся Иосиф, успокоился, а потом приказал:
— Подавайте кушанья!
И всем подавали особо — Иосифу, братьям его и египтянам, обедавшим с ними.
Сидели братья перед Иосифом согласно первородству своему и возрасту, и удивительно все казалось братьям.
Иосиф посылал им кушанья, причем Вениамину в пять раз больше, чем остальным.
Приказал Иосиф своему управляющему положить в мешки этих людей столько еды, сколько они смогут увезти, а также и деньги туда вложить, которыми расплатятся они за хлеб.
— А чашу мою серебряную сунь в мешок младшего из них вместе с деньгами.
Утром, на рассвете, отпустили братьев домой. Но едва отошли они от города, как послал Иосиф за ними управляющего вдогонку.
— Спроси, — приказал Иосиф, — зачем они платят за добро злом? Скажи: чаша, которую вы украли, очень дорога моему господину: он пьет из нее и гадает по ней.
Догнал управляющий братьев и повторил слова Иосифа.
— Мы вернули все серебро, которое нашли в своих мешках, — возразили братья. — Как можно обвинять нас в воровстве? У кого из нас найдется эта чаша, тому смерть, — решили братья.
— Нет, — сказал управляющий. — У кого отыщется чаша, тот пойдет ко мне в рабство, а остальные будут свободны.
Быстро выставили братья свои мешки, управляющий начал искать, причем начал со старшего и кончил младшим, Вениамином, в мешке которого оказалась чаша.