Библейские легенды

Страница 27 из 28

Библейские легенды


ОСВОБОЖДЕНИЕ ПЕТРА

Освобождение ПетраЦарь Ирод стал преследовать людей церкви и убил Иакова, брата Иоанна. Увидев, что это приятно иудеям, он взял Петра и посадил его в темницу, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Четыре четверки воинов, постоянно меняясь, стерегли Петра, а церковная община в это время прилежно молилась о нем Богу.
И вот наступила последняя ночь Петра. Спал он в темнице, скованный двумя цепями, между двумя стражниками, а другие двое стерегли у дверей.
И вот явился ангел Божий, и свет осветил темницу. Ангел толкнул Петра в бок, разбудил его и сказал:
— Встань скорее!
С рук Петра вдруг упали цепи.
— Опояшься и обуйся, — повелел ангел. — Надень свой плащ и следуй за мной.
Петр прошел первую и вторую стражу, вот перед ними сами собой отворились железные ворота, ведущие в город, прошли они одну улицу и вторую… Петр все думал, что это во сне… И вдруг ангел исчез.
Обрадовался Петр своему освобождению из темницы и пошел к дому Марии, матери Иоанна, где многие собрались на молитву. Когда Петр постучался у ворот, вышла служанка по имени Рода. Узнала она голос Петра и от радости не отворила ворот, но побежала сказать, что Петр пришел.
— В своем ли ты уме? — отвечали ей.
Но она стояла на своем.
— Это ангел его, — говорили молящиеся.
Между тем Петр продолжал стучать, и, когда ему отворили, все изумились. Рассказал им Петр, что с ним было, и ушел в другое место.
С наступлением дня сделалась между воинами большая тревога. Царь Ирод приказал отыскать Петра, но его нигде не нашли. Тогда Ирод судил стражей, а потом приказал их казнить.

АПОСТОЛЫ ПРОПОВЕДУЮТ

Пошли апостолы из города в город, проповедуя Святое благовествование об Иисусе Христе. Одни их гнали, другие принимали.
Павел и Варнава в Листре исцелили хромого, и народ принял их за греческих богов. Варнаву назвали Зевсом, а Павла — Гермесом. Жрец Зевса хотел даже принести в их честь жертвоприношение.
— Не делайте этого, — говорили Павел и Варнава. — Мы такие же люди, как вы.
По всей Римской империи росли и множились христианские общины.

РИМСКИЕ ГРАЖДАНЕ
В Македонию Павел прибыл вместе с Силой. В городе Филиппы задержались они на несколько дней.
Случилось, что, когда шли они в молитвенный дом, встретилась им одна служанка, одержимая духом прорицательства. Благодаря ее прорицательству хозяева служанки имели большой доход. И вот начала служанка ходить за Павлом и кричать:
— Эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения!
И так ходила она несколько дней.
Однажды Павел вознегодовал. Оглянулся и сказал духу прорицательства, который в ней был:
— Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И в тот же миг дух вышел.
Увидев, что исчез доход, господа служанки схватили Павла и Силу и потащили их на площадь к начальникам.
— Эти люди сеют смуту в городе, — заявили они.
Народ тоже восстал против Павла, поэтому воеводы велели бить апостолов палками, а после этого бросили их в темницу. Тюремному стражу было приказано крепко стеречь Павла и Силу, и страж забил их ноги в колоду.
Была полночь. Павел и Сила молились, а узники слушали их молитву. И вот случилось землетрясение. Двери темницы открылись, а узы ослабели.
Проснулся страж, увидел, что двери темницы распахнуты настежь, и схватил меч, решив покончить с собой, — показалось ему, что узники убежали. Но Павел сказал ему громким голосом:
— Не делай себе никакого зла. Все мы здесь.
Тут же потребовал страж огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе. Вывел он их вон и сказал:
— Что мне делать, чтобы спастись?
— Веруй в Иисуса Христа, — отвечали апостолы.
Омыл страж их раны и тут же крестился вместе со своим семейством. Утром прислали воеводы городских служителей с приказом отпустить апостолов на свободу. Но Павел сказал им:
— Нас, римских граждан, без суда принародно били и бросили в темницу, а теперь выпускают тайно? Нет, пусть придут воеводы и сами выведут нас.
Пересказали служители эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это римские граждане. Пришли воеводы, извинились и, выведя их вон, просили удалиться из города.

ПАВЕЛ В АФИНАХ
Когда прибыл Павел в Афины, возмутился в нем дух при виде множества статуй. Принялся он об этом говорить и в собрании, и на площади. Некоторые философы стали с ним спорить. Одни называли Павла суесловом, другие утверждали, что он проповедует о чужих богах. Привели Павла в ареопаг и спросили:
— Что это за новое учение, которое ты проповедуешь?
Афиняне и все живущие у них чужеземцы охотнее всего проводили время за разговорами о чем-нибудь новом.
Встал Павел посреди совета старейшин и сказал:
— Афиняне! По всему вижу, что вы как-то особенно набожны. Осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Вот этого-то Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедую. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, живет не в рукотворных храмах, он не требует служения рук человеческих, он ни в чем не имеет нужду, потому что сам всему дает жизнь и дыхание. Сегодня Бог призывает всех покаяться, потому что он назначил день, в который будет судить Вселенную. И свидетельством тому — Иисус, воскресший из мертвых.
Услышав о воскресении из мертвых, одни насмехались, а другие говорили:
— Об этом мы послушаем тебя в другое время.
Некоторые же из слушавших Павла уверовали.

ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА

Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.
Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал:
— Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут в руки язычников.
Стали все упрашивать Павла не ходить в Иерусалим.
— Не сокрушайте сердце мое, — отвечал Павел. — Я не только хочу быть узником, но и умереть готов за имя Господа Иисуса.
И отправился Павел в Иерусалим. Там радушно приняла его братия. Павел всем подробно рассказывал о деяниях своих среди язычников.
— А говорят, что ты учишь язычников не соблюдать закона Моисея. Очистись теперь и иди в храм. Пусть все знают, что слышанное о тебе несправедливо, но что ты сам продолжаешь соблюдать закон.
Так и сделал Павел, но на седьмой день, когда оканчивались дни очищения, иудеи, прибывшие из Азии, схватили апостола с криком:
— Помогите! Этот человек повсюду учит против закона!
Весь город пришел в движение, хотели убить Павла, но, узнав о возмущении, вмешался тысяченачальник вместе со своими воинами и велел сковать Павла двумя цепями.
— Кто он и что худого сделал? — спрашивал тысяченачальник. Одни кричали одно, другие — другое, ничего не поймешь, поэтому велено было вести Павла в крепость.
При входе в крепость Павел окликнул тысяченачальника:
— Можно ли мне сказать тебе нечто?
— Ты знаешь по-гречески? — удивился тысяченачальник. — Не ты ли тот египтянин, который недавно вывел в пустыню четыре тысячи разбойников?
— Нет, я иудей, я из Тарса. Прошу тебя, позволь мне говорить к народу.
Начальник позволил, и Павел, стоя на лестнице, начал говорить:
— Мужи, братья, отцы! Выслушайте мое оправдание! Родился я в Тарсе, воспитан был в этом городе в отеческом законе. И я преследовал когда-то это новое учение, предавал в темницу мужчин и женщин.
И далее говорил Павел о том, как услышал он голос с неба, как крестился и проповедовал учение Иисуса Христа, потому что Иисус явился ему во сне и послал его к язычникам.
Выслушали люди Павла и стали кричать:
— Истребить его нужно! Нельзя ему жить!
Тысяченачальник велел бичевать Павла, чтобы узнать, по какой причине так возмутился народ, но Павел сказал:
— Разве вам позволено бичевать римского гражданина без суда?
— Неужели ты римский гражданин? — удивился тысяченачальник.
— Да, — отвечал Павел.
— Я за большие деньги приобрел это гражданство.
— А я в нем родился, — сказал Павел.
Испугался тысяченачальник, что связал римского гражданина, освободил Павла от цепей и на другой день поставил его перед синедрионом.
В синедрионе разразился страшный спор. Никак не могли решить саддукеи и фарисеи, виноват Павел или нет. Из страха, что Павла разорвут на куски, тысяченачальник снова приказал увести Павла в крепость.
Тогда некоторые иудеи поклялись не есть и не пить, пока не покончат с Павлом. Пришли они к первосвященникам и просили их призвать Павла для более внимательного расследования, чтобы убить его по пути в синедрион.
Узнал об этом заговоре сын сестры Павла, пришел в крепость и все рассказал апостолу, а потом и тысяченачальнику.
— Никому не говори, что ты мне об этом поведал, — приказал юноше тысяченачальник.
В ту же ночь отправил он Павла в Кесарию, к правителю Феликсу.
Через пять дней пришел в Кесарию первосвященник Анания со старейшинами и с ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла. И сказал Тертулл про Павла:
— Мы считаем, что этот человек — язва общества, возбудитель мятежа между иудеями и проповедник ереси.
Правитель Феликс кивнул Павлу, чтобы тот защищался.
— Ты, правитель, можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как пришел я в Иерусалим для поклонения. Ни в святилище, ни в собраниях, ни в городе никто меня не видел спорящим или производящим народное возмущение. Не могут эти люди доказать того, в чем меня теперь обвиняют. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих.
Выслушав все это, правитель Феликс стал тянуть дело: Павла было приказано стеречь, но не стеснять.
По прошествии двух лет Феликса сменил Порций Фест.
Фест прибыл в провинцию и сразу же навестил Иерусалим. По приходе из Иерусалима в Кесарию приказал он привести к нему Павла, позваны были также и иудеи, его обвинявшие, и снова начался суд. Иудеи перечислили много Павловых прегрешений, но доказать ничего не могли, а Павел стоял на своем:
— Не сделал я никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
Порций Фест предложил Павлу предстать перед судом в Иерусалиме, но Павел сказал ему:
— Я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судимым. Иудеев я ни в чем не обидел, и ты это хорошо знаешь. Если я виновен, я готов умереть, а если обвинения против меня ложны, никто не может выдать меня им. Я требую суда кесарева.
Поговорил Порций Фест с советом и сказал:
— Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.
Через несколько дней прибыл в Кесарию царь Ирод Агриппа II с сестрой своей Вереникой. Порций Фест предложил Агриппе дело Павла.
— Хотел бы я послушать этого человека, — сказал Агриппа.
Привели Павла и разрешили ему говорить, после чего Агриппа сказал Порцию Фесту:
— Можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря.
Порций Фест решил послать Павла к кесарю в Рим вместе с другими узниками. Во главе отряда был сотник Августова полка по имени Юлий.
Вступили посланные на корабль, которому предстояло плыть вдоль азиатского побережья. На другой день пристали в Сидоне, и Юлий отпустил Павла к друзьям, которые снарядили апостола в дальний путь. Из Сидона корабль прибыл к Кипру по причине противных ветров. Там сотник нашел другой корабль, плывущий в Италию, и после многих дней корабль приблизился к Криту, к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Стал Павел советовать остаться на время на Крите, но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
Вскоре корабль попал в страшную бурю, и многие дни не было видно ни солнца, ни звезд, исчезла всякая надежда на спасение. За борт был выброшен весь груз, и нечего было есть.
Встал тогда Павел и сказал:
— Мужи! Надлежало вам послушаться меня и не отходить от Крита. Теперь же, прошу вас, ободритесь, потому что никто из вас не погибнет, погибнет только корабль. Это мне сказал ночью ангел. Нас выбросит на какой-нибудь остров.
В четырнадцатую ночь корабельщики стали догадываться, что корабль приближается к какой-то земле. Опасаясь каменистых мест, бросили они якоря в ожидании дня, а потом хотели бежать с корабля и стали спускать на воду лодку.
Тогда сказал Павел сотнику и воинам:
— Если они не останутся на корабле, вы не сможете спастись.
Отсекли воины веревки у лодки, и ее унесло течение.
Когда рассвело, все увидели отлогий берег, к которому можно было пристать. Но корабль попал на косу, увяз, корма стала разрушаться от ударов волн.
Воины хотели было умертвить узников, чтобы они не сбежали, но сотник, жалея Павла, удержал их от этого и велел умеющим плавать первым броситься в воду и добираться до берега вплавь. Другие спасались на досках. И действительно, никто не погиб.
Вскоре спасшиеся узнали, что они на Мальте. Местные жители встретили их хорошо. Начальник острова по имени Публий принял их и три дня угощал.
Отец Публия в это время страдал горячкой, и Павел исцелил его молитвой и возложением рук, после чего многие местные жители приходили к апостолу исцеляться.
Через три месяца отряд и узники отплыли с Мальты, и вскоре Павел попал в Рим.
Целых два года жил Павел в Риме на своем иждивении, принимал всех, приходивших к нему, проповедовал Царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе.