Библейские легенды
Страница 2 из 28
Библейские легенды
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Множились люди на земле, и дочери человеческие были прекрасны. И все брали их в жены — какую кто хотел. Ангелы сходились с дочерьми человеческими, и те рожали исполинов.
Вместе с людьми растление множилось на земле, всякая плоть извращала свой путь, и злодеяния были повсюду.
— Плоть есть прах, — говорил Господь, — и она победила Дух.
И положил Бог предел жизни человеческой: сто двадцать лет.
Но не образумились люди — велико было развращение. Все мысли, все помышления сердца человеческого были во зло во всякое время.
Скорбь великая поднялась в сердце Господа.
— Истреблю с лица земли человеков, и скотов, и гадов, и птиц небесных — всех истреблю.
Только Ной был праведен и непорочен.
И сказал Бог Ною:
— Конец пришел всякой плоти. Сделай себе ковчег из елового дерева и просмоли все снаружи и изнутри. Пусть длина его будет триста локтей, ширина — пятьдесят, а высота — тридцать. Наверху пусть будет отверстие, и дверь — сбоку, а внутри пусть будет нижнее, второе и третье жилье. Я наведу на землю потоп, а ты войдешь в ковчег вместе с сынами своими: Симом, Хамом и Иафетом, жену свою возьми и жен своих сыновей. Введи также в ковчег всех животных, от всякой плоти по паре — мужского и женского пола, чтобы они остались с тобой в живых. И возьми себе всякой пищи.
Все сделал Ной, как велел ему Бог.
И сказал Господь Ною:
— Войди вместе с семейством своим в ковчег, ибо только ты праведен среди людей. Через семь дней пойдет дождь по всей земле и не прекратится много дней и ночей.
И вошел Ной в ковчег со всем семейством своим и со всеми животными.
Окна небесные отворились, и пошли дожди по всей земле. Затопило даже самые высокие горы. Только Ноев ковчег плавал по поверхности вод. И лишилась жизни всякая плоть — и птицы, и скоты, и гады, и все звери, и люди, — истребилось все, что имело дыхание жизни на суше. Остались только Ной и кто был с ним в ковчеге.
Сто пятьдесят дней усиливались воды.
Вспомнил Бог о Ное и его ковчеге, нагнал ветер на землю, и прекратился дождь. Минуло сто пятьдесят дней, и на убыль пошла вода. Остановился ковчег на горах Араратских, и на седьмой месяц в семнадцатый день из воды показалась вершина. Через сорок дней после того открыл Ной окно ковчега и выпустил ворона, который улетал и прилетал, не находил сушу. Потом Ной выпустил голубя, но не нашел голубь места покоя для ног своих и вернулся — значит, всюду была вода.
Через семь дней Ной снова выпустил голубя, и под вечер голубь вернулся, неся в клюве оливковый лист. Так Ной узнал, что вода сошла. Через семь дней он снова выпустил голубя, но голубь уже не вернулся.
И сказал Бог Ною:
— Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и жены сыновей твоих, выведи всех животных, которые с тобой. Пусть разойдутся они по земле.
Вышел Ной и устроил жертвенник Богу.
Обонял Бог благоухание и сказал:
— Не буду больше проклинать землю и человека, все равно человек с детства стремится ко Злу.
Благословил Бог Ноя и сынов его.
— Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю, — сказал Господь. — Все живое на земле отдано в руки ваши. Все движущееся по земле и зелень травная дана вам в пищу. Никогда больше не погибнет род людской от потопа, в знак чего ставлю радугу в облаке для напоминания о конце дождя — пусть будет она знамением завета между мной и землею.
СИМ, ХАМ, ИАФЕТ
Вместе с Ноем вышли из ковчега его сыновья, от которых населилась земля: Сим, Хам и Иафет.
Насадил Ной виноградник и сделал вино. Раз он выпил и уснул обнаженный в своем шатре.
Хам заглянул в шатер и позвал братьев — мол, идите, взгляните на этот стыд. Но Сим и Иафет вошли в шатер, глядя в сторону, и прикрыли отца одеждой, чтобы не видеть его наготы.
Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, он очень рассердился и проклял Ханаана, Хамова сына:
— Да будет Ханаан раб рабов у братьев своих!
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
На земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду. Хотелось им называться одним именем, чтобы не рассеяться по лицу земли.
Дружно взялись люди за дело. В земле Сеннаар нашли они равнину, наделали кирпичей и обожгли их огнем, набрали смолы земляной вместо извести.
Сошел Бог взглянуть на то, что затеяли люди, и встревожился:
— Вот, один народ, и один у всех язык, и все им по плечу. Смешаем-ка их язык, чтобы они не понимали друг друга!
И сделал Бог, что хотел.
Перестали люди строить город, и рассеял их Бог по всей земле.
Названо место то Вавилон — «врата Бога», ибо там явился Бог и смешал язык всей земли.
АВРААМ И САРРА
Через много поколений после Сима родился в Уре Халдейском Аврам. Его жена Сара была красива, но бездетна. И сказал Бог Авраму:
— Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все племена земные.
Взял Аврам жену свою, племянника своего Лота и отправился из Харрана в Месопотамии в землю Ханаанскую. Пришли они в Сихем к дубраве МорЕ, и явился там Бог Авраму.
— Всю землю эту отдам я потомству твоему, — сказал Бог.
И поставил Аврам жертвенник Богу.
Оттуда двинулся Аврам к горе на восток от Вефиля и поставил жертвенник между Вефилем и Гаем.
Голод был повсюду в земле Ханаанской, Аврам продолжал двигаться к югу, пока не пришел в Египет.
И сказал Аврам Саре:
— Как увидят египтяне твою красоту, так меня и убьют. Скажи, что ты не жена мне, а сестра, и я спасусь.
В самом деле, при виде Сары вельможи побежали хвалить ее фараону, и Сара была немедленно взята в его дом.
Авраму было хорошо: у него появился мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и лошади, и верблюды.
Но неладно стало в доме фараона, с тех пор как туда взяли Сару. Со временем догадался фараон, что Сара — не сестра, а жена Аврама.
— Почему ты мне не сказал об этом? — спросил фараон Аврама. — Я едва не сделал ее своей женой.
— Я подумал, что в ваших местах не боятся Бога и меня из-за нее убьют, — ответил Аврам.
— Возьми ее и уходи, — распорядился фараон.
АВРАМ И ЛОТ
Поднялся Аврам из Египта к тому месту, где прежде ставил жертвенник Богу, между Вефилем и Гаем. Вместе с ним был и Лот со своими шатрами и стадами. Имущество обоих было так велико, что земля им казалась мала. Пастухи Аврама и пастухи Лота ссорились между собой.
И сказал Аврам Лоту:
— Разве мы не родственники?! Зачем раздоры? Иди направо, а я — налево, или иди налево, а я — направо. Не вся ли земля перед нами?
Поднял Лот глаза, увидел землю, орошенную водой, словно Божий сад, и ушел на восток.
Он раскинул шатры свои до Содома, хоть и злы были жители содомские. Аврам же остался в земле Ханаанской.
И снова Бог обещал Авраму землю Ханаанскую.
— Будет многочисленно потомство твое, как песок земной. Встань, пройди по земле этой во всю ее ширь — вся будет твоя, — говорил Бог.
Вскоре случилась в тех местах война, и Лот с семьей был пленен. Как только узнал о том Аврам, вооружил рабов своих числом триста восемнадцать и напал на неприятеля ночью. Так вернул Аврам Лота, сродника своего, и имущество его сохранил.
ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА
После этих событий уснул Аврам, и во сне является ему Бог.
— Я твой щит, Аврам, — сказал Господь, — и награда твоя велика.
— Нет детей у меня, — пожаловался Аврам. — Наследником в доме моем Елиезер из Дамаска.
— Потомков будет у тебя столько же, сколько на небе звезд. И весь этот край я тебе отдаю, — сказал Бог.
САРА И АГАРЬ
Но по-прежнему бездетной оставалась жена Аврамова Сара. Была у нее служанка из Египта по имени Агарь. И сказала Сара Авраму:
— Если не дано иметь детей мне, пусть Агарь родит тебе сына.
Как только Агарь забеременела, начала возноситься над своей госпожой.
— Это ты во всем виноват, — сказала Сара Авраму.
— Твоя служанка, и делай с ней, что тебе угодно, — ответил Аврам.
И начала Сара притеснять Агарь. Так ее мучила, что служанка сбежала.
Отыскал ее ангел в пустыне у источника и велел вернуться к Саре, покориться ей.
И еще сказал ангел:
— Родится сын у тебя, назови его Измаил.
Родила Агарь Авраму сына, и назвали его Измаил. Восемьдесять шесть лет было тогда Авраму.
НОВОЕ ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА
Девяносто девять лет было Авраму, когда снова явился к нему Бог и сказал:
— Я сделаю тебя отцом множества народов, цари произойдут от тебя. И не будешь ты больше прозываться Аврам, но Авраам станет имя твое. И жену не зови больше Сарой, ибо имя ее теперь — Сарра. Я благословлю ее и через год в это самое время дам тебе от нее сына, которого назовешь Исаак.
Пал ниц Авраам и рассмеялся:
— Неужели от столетнего будет сын и девяностолетняя Сарра неужели родит? Пусть хоть Измаил будет жив и здоров.
— Измаилу суждено иметь большое потомство. Двенадцать князей будет в его роду, — сказал Бог. — Но Сарра родит тебе сына.