Библейские легенды
Страница 16 из 28
Библейские легенды
ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН
После того повелел царь Навуходоносор изготовить золотого истукана и всем людям своей страны поклониться ему по звуку трубы.
— А кто ослушается и не поклонится, будет брошен в раскаленную печь, — провозгласил царь Навуходоносор.
Все народы повиновались ему, и только иудеи не поклонились.
Привели к царю трех мужей иудейских, Ананию, Мисаила и Азарию:
— Вот эти не поклонились.
Разгневался царь Навуходоносор, приказал раскалить печь в семь раз сильней, чем обычно, так что воины, бросавшие в печь этих троих, погибли от жара.
И тут увидел Навуходоносор, что в печи не трое, а четверо — ходят они среди огня, и нет им вреда.
— Разве не троих мы бросили в печь? — удивился Навуходоносор.
— Троих, — отвечали ему. — Но четвертый подобен сыну Божию.
— Выйдите из огня, — молвил царь Навуходоносор. — Велик ваш Бог, который вас спас.
Вышли Анания, Мисаил и Азария и были возвышены в стране вавилонской.
ПИР ВАЛТАСАРА
Царь Валтасар устроил пир для тысячи вельмож и пил вино перед глазами тысячи. И приказал он принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор взял из храма Иерусалимского.
Стали гости пить из этих сосудов и славить богов своих — золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В это время появилась кисть руки и стала писать на стене слова. Испугался царь Валтасар, задрожал, приказал привести мудрецов:
— В пурпур облеку, золотую цепь дам, сделаю третьим человеком в царстве того, кто растолкует эти слова!
Но никто из мудрецов ничего не сказал Валтасару.
— Не тревожься, царь, — молвила царица. — Позови Даниила — главу мудрецов и гадателей снов.
Пришел пророк Даниил и сказал:
— На стене написано МЕНЕ, TEKEЛ, УПАРСИН. Вот значение этих слов:
МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему.
TEKEЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким.
УПАРСИН — разделено царство твое и дано мидянам и персам.
В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и царство принял Дарий Мидянин.
ПРОРОК ДАНИИЛ В ЯМЕ СО ЛЬВАМИ
Царь Дарий поставил над царством сто двадцать сатрапов, то есть наместников, а над ними трех князей, одним из которых был пророк Даниил.
Даниил был выше всех духом, и царь Дарий собирался поставить его над всем царством, но князья и сатрапы донесли царю, что Даниил поклоняется своему Богу, а за это полагалось бросить человека на съедение львам.
Не хотелось царю Дарию убивать Даниила, но указ был подписан его же рукой, а царское слово твердо. Сильно опечалился Дарий, оттягивал казнь до заката солнца, пока снова не приступили к нему сатрапы с князьями:
— Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое слово царя не может быть изменено.
Бросили пророка Даниила ко львам, а царь Дарий пошел спать, но не уснул до утра. Утром побежал к яме и жалобным голосом окликнул Даниила:
— Неужели не помог тебе твой Бог, Даниил?
— Ничего мне не сделали львы, — ответил пророк.
Подняли его из ямы, а вместо него бросили львам тех, кто хотел его смерти. Они и до дна ямы не долетели, как были разорваны львами.
Высоко стоял Даниил и при Дарии и в царствовании Кира Персидского.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ
Сразу же после воцарения своего царь персов Кир объявил словесно и письменно:
— Пусть все иудеи идут в Иерусалим и строят дом Бога своего, а кто не пойдет, пусть поможет им серебром и золотом.
И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники и левиты, и пошли в Иерусалим. Их соседи помогли им дарами, а царь Кир отдал сосуды, взятые в свое время Навуходоносором из дома Господня в Иерусалиме.
Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, соорудили жертвенник Богу, наняли каменотесов и плотников и на второй год по возвращении начали строительство. Местные жители всячески мешали им, пока царь Дарий не подтвердил решение царя Кира. В шестом году царствования Дария был построен храм Иерусалимский.
Однако стены города все еще не были восстановлены. Услышал о том Неемия, бывший в Сузах виночерпием у царя Артаксеркса, и так опечалился, что царь спросил:
— Отчего печально твое лицо?
— Как же мне не печалиться, — отвечал Неемия, — если город, дом гробов отцов моих, находится в запустении и ворота его сожжены огнем?
И отпустил царь Неемию в Иерусалим, чтобы обстроить город.
Пришел Неемия в Иерусалим и призвал народ на строительство стен.
— Видите, в каком бедствии мы находимся? Пойдем построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком унижении.
Но когда услышали о том местные жители, сказали:
— Что делают эти жалкие иудеи? Неужели оживят они свои камни?
Когда стена была уже наполовину готова, местные жители сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. Тогда пришлось иудеям разделиться: одни строили, а другие охраняли строящих. Во все дни строительства даже ночью никто не снимал с себя одеяния своего, у каждого под рукой был меч и вода.
И построена была стена в пятьдесят два дня.
ИОВ
Жил-был непорочный и справедливый человек по имени Иов. Было у него семеро сыновей и три дочери. Имел он многочисленные стада и считался знаменитее всех сынов Востока.
— Заметил ли ты раба моего Иова? — спросил Бог у Сатаны. — Не найти второго такого богобоязненного, непорочного и справедливого человека.
— Ты оградил дом Иова и его имущество, — возразил Сатана. — Но благословит ли он тебя, если все у него отнять?
И сказал Бог Сатане:
— Сделай с ним что хочешь, но его самого не тронь.
Вот приходит к Иову вестник и говорит:
— Волы пахали, ослицы паслись невдалеке, и вдруг напали враги и взяли их. Отроков всех перебили, только я один спасся.
Он еще не договорил, как приходит другой вестник:
— Молния убила овец и всех пастухов. Спасся только я, чтобы возвестить тебе это.
Еще не утихли эти слова, как явился третий вестник:
— Халдеи взяли всех верблюдов, а воинов наших поразили мечом. Только я спасся.
Не успел он докончить, как четвертый вестник явился:
— Сыновья и дочери твои пировали в доме своего старшего брата. Вдруг из пустыни примчался вихрь, охватил все четыре угла, дом рухнул, все погибли, только я спасся.
Разодрал Иов одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился:
— Наг я вышел из чрева матери своей, наг и сойду в могилу. Бог дал, Бог и взял. Да будет имя Божье благословенно!
И сказал Бог Сатане:
— Видишь, и сейчас Иов тверд в своей непорочности.
— Благословит ли он тебя, если тронуть кожу и кости его? — возразил Сатана.
— Бери его в свои руки, только душу не трогай, — сказал Господь.
И поразил Сатана Иова проказой от подошвы ноги по самое темя. Взял Иов черепок, чтобы скоблить себя, и сел в пепел. Сказала ему жена:
— Ты все еще тверд в непорочности своей? Побрани Бога и умри.
— Речи твои безумны, — ответил Иов. — Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а плохое — нет?
Но велики были страдания Иова, и он проклинал день своего рождения. Пришли к Иову его друзья, чтобы сетовать вместе с ним и утешать его, и сказали ему:
— Порочен ты, Иов, и за это наказывает тебя Бог.
— Укажите мне, в чем я порочен?
Не было на Иове никакого греха, никто не мог ему сказать, за что разгневался Бог.
И вот спросил Иов Бога:
— За что ты наказываешь меня? Пусть буду я проклят, если я виновен перед тобой.
Началась гроза, и Бог обратился к Иову:
— Можешь ли ты быть вровень мне, чтобы судить? Где был ты, когда я полагал основание земли? Давал ли ты когда в жизни приказание утру и указывал ли заре место появления ее? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны?
— Знаю, что ты все можешь, — отвечал Иов, — и что намерение твое неостановимо. Поэтому я раскаиваюсь за дерзость свою в прахе и пепле.
И дал Бог Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Снова имел он семерых сыновей и трех дочерей.
И жил Иов после того сто сорок лет и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода.
ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН
Ассирийский царь пошел войной на царя мидийского, который засел в городе Экбатаны за высокими стенами. Стал царь Ассирии просить помощи у своих соседей — персов, иудеев, и даже до Египта доходили его послы, но каждый считал его ровней и безбоязненно отправлял царских послов без подарка.
Очень разгневался ассирийский царь и дал клятву безжалостно отомстить соседям. А поскольку мидийцев он все-таки победил, почуял он в сердце чрезмерную гордость. Решил он стать богом всего мира и сказал полководцу своему Олоферну:
— Собери большое войско и отправляйся в поход. Пусть все западные страны тебе покорятся, а не то всю их землю покроют стопы моего войска и все живое я ограблю и предам смерти.
Собрал Олоферн войско, и города один за другим не выдерживали напора — Олоферн грабил, жег, убивал, так что многие селения в стране посылали сказать: «Мы рабы твои и делай с нами, что хочешь».
Ассирийцы сметали все местные божества, вырубали священные рощи, чтобы на всех языках звучало одно только имя — имя ассирийского государя.
Бросились сыны израильские укреплять стены своих городов, готовили запасы к осаде, делали засады на вершинах гор и в долинах, взывали к Богу, чтобы не выдал врагу их жен и детей.
Сильно разгневался Олоферн, когда узнал, что готовятся они к бою. Созвал князей ближайших земель и спросил:
— Расскажите о тех, кто не хочет мне подчиниться. В чем их сила? Почему они непокорны?
И сказал ему Ахиор, предводитель аммонитян:
— Их Бог для них самая большая охрана. Он вывел их из Египта, по дну моря провел так же просто, как по земле, и давно известно: как только отходят они от Бога, сразу же попадают в неволю. Сейчас тебе, господин мой, необходимо узнать: согрешили они перед своим Богом или нет. Если есть на них грех, они падут, если нет, то мы только людей насмешим.
— Один Бог есть на свете — царь ассирийский, — сказал Олоферн и приказал связать Ахиора и бросить врагам.
— Если ты прав, то останешься жив, а нет — погибнуть тебе вместе с ними!
Так и сделали с Ахиором: связали и бросили к подножью горы.