Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики — Плешаков А., Румянцев А.
Страница 3 из 16
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики
ГРИЛЛОТАЛЬПА ГРИЛЛОТАЛЬПА
Жарким летним днём на берегу небольшой реки сидели четверо мальчишек. Они искупались, а теперь загорали. Загорали, болтали о чём-то, поглядывали по сторонам.
И вдруг увидели, как из воды медленно выползло какое- то непонятное существо. Бурого цвета, покрытое волосками, с толстым брюшком и двумя хвостиками. На спине — сложенные крылья. Большая голова с усиками. Шесть ног, а передние необыкновенно толстые и похожи на лопаты.
Ребята переглянулись: что за страшилище?
А таинственное существо, выбравшись на берег, никуда не спешило. Сидело себе у воды и грелось на солнышке. На ребят оно не обратило ни малейшего внимания. И никого не обижало, да и обидеть не могло, потому что росту в нём было всего лишь сантиметров пять.
Один из мальчишек подошёл к нему поближе, присел на корточки и боязливо ткнул «страшилище» пальцем. Оно пошевелило усиками, лапками, но уползать не стало.
— Это, наверное, какое-то насекомое, — сказал мальчишка. Но какое именно, он не знал. И никто из ребят не знал.
А это действительно было насекомое. Медведка обыкновенная — так оно называлось. Медведки — родня сверчков и кузнечиков. Внешне они напоминают кротов и так же, как кроты, живут под землёй. На поверхности они появляются ночью и только в редких случаях — днём. Под землёй медведки роют ходы с помощью своих ног-лопат, а едят в основном подземные части растений. Обычно медведки селятся поблизости от воды. Здесь, во влажной почве, им легче рыть норы. Близость воды научила их хорошо плавать. Ещё они умеют летать и даже… петь.
Но ребята ничего этого не знали. Теперь уже они все подошли к медведке.
— Какое противное страшилище! — сказал один из них.
— Да уж, — подтвердил другой. — Что же нам с ним сделать?
Недолго думая, мальчишки решили медведку… утопить. Но не в реке, а в бутылке, которая нашлась неподалёку. Что и было проделано. Набрали в бутылку воды и стали запихивать туда ничего не подозревающее существо. Оно немного сопротивлялось, сначала никак не пролезало в бутылочное горлышко, но затем всё-таки плюхнулось в бутылку.
Никто из мальчишек не усомнился в своём поступке. А что сделала им медведка? Ничего. Просто не понравилась. Да к тому же испугала их немного поначалу своей необычной внешностью.
Посидев ещё некоторое время на берегу и окунувшись по разу, ребята ушли. И никто из них даже не оглянулся, не посмотрел, как в брошенной на траве бутылке отчаянно барахтается несчастная медведка. Её сильные ножки-лопаты, так хорошо приспособленные для того, чтобы копать землю, ничего не могли сделать со стеклянными стенками бутылки. Они скользили, скользили, скользили по мокрому стеклу, совсем не помогая медведке выбраться. Она то погружалась в воду, то снова вылезала на стекло, поближе к горлышку, но всё бесполезно. Да и хватило бы у неё сил протиснуться в узкое горлышко, даже если бы она до него добралась?..
Никто из мальчишек не пожалел живое существо, оставленное на верную смерть.
Но, к счастью, медведка не погибла. Чудо спасло её. Она уже совсем выбилась из сил и почти перестала двигаться, когда на берегу показалась рыжая лохматая собака. Она бежала, обнюхивая всё вокруг и добродушно виляя хвостом. Следом за собакой шёл её хозяин, пожилой человек в очках. Собака подбежала к бутылке, понюхала её и громко залаяла. Подошёл хозяин, поднял бутылку и, увидев медведку, сказал: «Ну и ну!» А потом, покачав головой, произнёс задумчиво: «Гриллотальпа гриллотальпа»…
Если бы медведка могла понимать человеческую речь, она, наверное, решила бы, что это какое-то волшебное заклинание. Потому что сразу после него раздался звон и её стеклянная тюрьма разлетелась на куски, а сама медведка оказалась в густой траве.
«Я спасена!» — подумала бы медведка, если бы умела думать. И она действительно была спасена.
А человек в очках достал из кармана газету, свернул из неё кулёк и собрал в него осколки бутылки, которую разбил о камень. Собака побежала дальше, а человек пошёл за ней. Вскоре он вышел на дорожку, покрытую асфальтом, и, заметив урну, выбросил в неё кулек с осколками.
Медведка ничего этого не видела. Она уже почти зарылась в землю, чтобы поскорее оказаться в безопасности. Она была всего лишь насекомым и вряд ли думала о своём спасителе.
А он ещё долго думал о ней. Потому что был учёным- энтомологом, то есть учёным, который изучает насекомых. Он знал о насекомых невероятно много и очень любил их. А его слова «Гриллотальпа гриллотальпа» были вовсе не волшебными словами. Это было научное название медведки. Так учёные именуют медведку на латинском языке, что в переводе означает «сверчок-крот».
Да, чудо спасло медведку. Вернее, не чудо, а хороший человек.
Что ещё добавить к этой истории в заключение? Как будто и нечего, кроме просьбы.
Пожалуйста, не губите тех живых существ, кто вас напугал или просто вам не понравился.
ОСА НА НОСУ И МУХА В ДОМЕ
Сентябрьское утро, пасмурное, но довольно тёплое. Ночью был дождь, и сельскую дорогу развезло. По ней с некоторым трудом, стараясь не наступать в грязь и обходя лужи, идёт в школу учитель. На голове у него шляпа, в руке портфель. Зовут учителя Сергей Анатольевич.
Внезапно он останавливается, прислушивается и смотрит вверх: над его шляпой кружит оса.
Сергей Анатольевич делает несколько шагов, но оса не отстает, и он опять останавливается. Оса кружит теперь перед самым его лицом.
Учитель бледнеет, замирает на месте, старается не дышать, потому что оса неудержимо приближается к его носу.
И садится.
Прямиком на кончик носа.
Ну и ну! Что будет с учительским носом, если насекомое вонзит в него своё жало?!
Сергей Анатольевич закрывает левый глаз и правым видит собственный нос и осу на нём. Затем он закрывает правый глаз и видит ту же картину.
— Что делать? Что же делать? — проносится в голове. — Резко дернуть головой и сбросить осу, сбить её щелчком, стукнуть портфелем?
И он закрывает оба глаза, чтобы перевести дух. Потом открывает их и снова пытается разглядеть осу.
Она тяжело дышит, ей вроде бы не до укуса. Скорее всего желтобрюхой красавице просто захотелось отдохнуть и нос Сергея Анатольевича показался ей лучшим местом для этого.
Учитель решает ждать.
Утомительно бегут секунды, проходит минута, оса взмывает вверх и исчезает.
Человек облегчённо вздыхает. Оглядывается: не видел ли всего этого кто-нибудь из учеников? Если видел, вот смеху-то будет. Узнает вся школа и начнет гудеть, как осиный рой. Но никого поблизости нет, и Сергей Анатольевич продолжает свой путь, ускоряя шаг, чтобы не опоздать к началу уроков…
Учитель поступил верно, дождавшись, пока оса улетит сама. Если бы он рискнул прогнать или прихлопнуть её, то, возможно, его носу сильно не поздоровилось бы.
Эта история закончилась счастливо для обоих: не пострадали ни человек, ни оса.
Но так бывает не всегда. Встреча человека с осой нередко заканчивается совсем по-другому. Иногда, увы, оса жалит его. А ещё чаще рассерженный человек расправляется с осой, порою без особой необходимости.
На кухне варится вкусное варенье, открытое окно затянуто мелкой сеткой. И всё же непрошеные гости явились, пробравшись через какую-то щёлку. Это две лесные осы, любительницы сладкого. Не спеши их прихлопнуть, не делай резких движений, и скорее всего ничего плохого не случится. Незваные гости, басовито гудя, полетают, попробуют одну- две капельки варенья и исчезнут.
Но не только осы прилетают к нам без приглашения.
Иногда в квартиру может залететь большая муха синего, зелёного или серого цвета. Не нужно её уничтожать, она случайно к тебе попала и сама этому не рада. Мечется, бьётся о стекло, пытается вырваться на свободу. Пошире открой форточку или дверь, и муха улетит.
Если оса или муха бьются о стекло, их можно спасти с помощью обычной банки. Накрой ею насекомое так, чтобы оно оказалось внутри. Затем не спеша просунь между стеклом и банкой небольшой листок бумаги. Осторожно отодвинь банку от стекла, придерживая листок. Теперь ты можешь выпустить пленницу — через форточку, окно или дверь.
Не дело для тебя, большого и сильного человека, давить ос, мух, бабочек и других насекомых, случайно попавших в дом. Лучше постарайся поскорее выпустить их на волю.
СЛУЧАЙ НА ЧЕРДАКЕ
На чердаке старого деревенского дома, почти под самой крышей, осиное гнездо. Оно серого цвета, с отверстием внизу и сделано из какого-то непонятного материала, похожего на грубую обёрточную бумагу. Жаркий июльский день, душно. Гнездо живёт своей жизнью. Осы то прилетают к нему, скрываясь внутри, то выбираются наружу и с гудением покидают чердак. Что же там, в гнезде, происходит?
Для долговязого мальчишки по имени Юрка это тайна. Но он и не пытается её разгадать. Не для того парнишка забрался на чердак, чтобы узнать поближе жизнь ос. В руках у него длинная палка. Он подбирается к гнезду и пытается палкой ткнуть в него. Для чего? А просто хочет посмотреть, что получится, если разломать гнездо.
Но не тут-то было! При первом резком движении мальчишки несколько ос атакуют его и жалят. Выронив палку и взревев от сильной боли, Юрка кубарем скатывается с чердака и, оказавшись на земле, стремительно бросается в дом — скорее, скорее захлопнуть дверь й спрятаться от летящих за ним ос.
Пережив подобное, едва ли захочешь повторить всё сначала. Суровый урок не забудется долго.
Счастье ос в том, что они умеют за себя постоять.
Что ж, далеко не каждое гнездо в животном мире безобидно. Об этом не надо забывать. В чужие жилища лучше вообще не совать свой нос.
Надо уважать не только жилища людей, но и дома самых разных животных, какими бы маленькими и незначительными эти животные ни казались.
Если ты найдёшь осиное гнездо, лучше просто постой в некотором отдалении и, не делая резких движений, понаблюдай за поведением его удивительных крылатых обитателей. Заинтересовавшись, ты можешь прочитать хорошие книги, где с глубоким знанием и большой любовью к этим насекомым рассказывается об их жизни, такой таинственной для непосвящённых.
И тогда ты с удивлением узнаешь, что непонятный серый материал, из которого осы сделали своё гнездо, не просто похож на бумагу, а это и есть бумага. Да-да, грубая, но самая настоящая бумага. И если бы люди более внимательно и уважительно относились к насекомым, получше наблюдали за ними, то, возможно, научились делать бумагу значительно раньше. Ведь осы умели приготавливать её задолго до человека.
Ты узнаешь и то, что осиное гнездо защищено несколькими бумажными оболочками. Что под ними в несколько ярусов расположены бумажные ячейки. Что в каждой ячейке, похожей на маленький перевёрнутый стаканчик, вниз головой висит «червячок» — личинка будущей осы. Что своих деток-личинок осы кормят изо рта «котлетками» из пойманных и пережёванных насекомых. Что сами взрослые осы питаются нектаром цветов и другими сладкими веществами.
И многое другое, интересное и удивительное, ты сможешь узнать, если прочитаешь эти книги…
Не нарушай осиную жизнь ни палками, ни камнями. Не сбивай и не разрушай их гнездо, ведь они затрачивают очень много труда, чтобы построить его. Если ты отнесёшься к осам по-доброму, то и они не сделают тебе ничего плохого.
Ну а если гнездо тебя очень заинтересовало, дождись поздней осени или зимы. К этому времени оно опустеет, его жизнь окончится. И ты сможешь без опасений рассмотреть замечательный дом, построенный насекомыми.