Станция «Луна» — Клушанцев П.
Страница 11 из 16
Станция «Луна»
Хорошие машины — луноходы. Но они — тугодумы. Ведь они далеко не всё там, на Луне, решают сами. Все главные команды они получают с Земли от своих водителей. А на это уходит время. Правда — небольшое. Радиоволны доносят телевизионную «картинку» от Луны до Земли за полторы секунды. Столько же времени мчится с Земли на Луну команда водителя. Появись перед луноходом неожиданно обрыв, он три секунды будет продолжать идти, пока получит от нас команду «стоп!». Луноходы ходили медленно и свалиться в пропасть не рисковали. А если бы мы решили дать им там «побегать»? Могли бы быть неприятности.
Конечно, у людей-космонавтов, как говорят, реакция быстрее, чем у автоматов, управляемых издалека. Иногда это хорошо. Но не всегда. Бывает, что поспешишь — людей насмешишь.
Представьте себе — увидел космонавт каменную глыбу. Она ему показалась необычной, странной. Космонавт не геолог и в камнях разбирается плохо. Интересна эта глыба для учёных? Стоит трудиться, отбивать от неё образец? Или лучше не терять время и идти дальше? Посоветоваться не с кем. Космонавт поступает по своему усмотрению и может ошибиться. А автомат без труда покажет нам глыбу на телевизионном экране. Мы пригласим на консультацию опытных геологов, профессоров, академиков. Те придут, посмотрятна экран, обсудят находку и решат, что делать. Ошибки уже не будет. Тише едешь — дальше будешь.
Вы скажете: «Надо посылать на Луну космонавтов, которые разбираются в камнях». Не поможет. Сейчас понадобился геолог. Через пять минут потребуется физик. Потом — астроном. Потом — химик. Посылать на Луну целую Академию наук? Чтобы бродили там гурьбой? Трудновато. А вот пригласить на Земле к экрану телевизора можно хоть сто человек.
Как видите, автоматы и люди хороши каждый по-своему. И лучше всего, когда на Луне трудятся и те и другие. В этом всё дело.
За Луной пойдут другие планеты: далекие и суровые Венера, Марс, Меркурий, Юпитер. Луна — лишь первая станция на этом увлекательном пути. И всюду человек и автомат будут действовать сообща.
Люди догадывались, что на Венере чудовищная жара. Послали туда для проверки огнеупорные автоматы. И они подтвердили: температура плюс пятьсот градусов, камни раскалены докрасна. И к тому же густейшая атмосфера. Но наверху, над облаками, в ней прохладно.
Теперь человек знает: лететь на Венеру можно, но только надо не спускаться на её раскалённую поверхность, а немного не долететь, начать плавать на каком-нибудь «дирижабле» высоко над облаками. И оттуда изучать поверхность планеты, сбрасывая на неё разные автоматические приборы.
Человек всё ближе подбирается к Марсу. Автоматы уже много раз летали около него, фотографировали, изучали атмосферу. Один из них, наш «Марс-3», даже сел на его поверхность.
Автоматы уточнили природу этой планеты. Теперь точно известно, что там сухо, холодно, много песка и пыли, атмосфера жиденькая и ядовитая, дуют сильные ветры. Вот только ничего до сих пор неизвестно, есть ли там жизнь.
Американцы собираются послать на Марс новые автоматы. С мягкой посадкой. Им поручат выяснить, есть ли там бактерии. Если есть, значит могут быть растения и животные.
И тогда нужно будет узнать — какие они?
Вот тут-то и включится в дело сам человек. Автомату такое дело поручать не захочется. Он может спутать растения с камнями, за юркими животными со своей медлительностью не поспеет. Человек сам соберёт первый букет марсианских цветов и схватит за хвост первую марсианскую ящерицу.
Конечно, проводить полёты к далёким планетам гораздо сложнее, чем на Луну.
Возьмём для примера тот же Марс.
Для человека очень неудобно, что туда надо лететь долго. Дорога на Марс займёт полгода в один конец. Все полгода человека надо кормить, поить, снабжать свежим воздухом. Дать ему место подвигаться, помыться. Автомат же все полгода может спать, упакованный в ящике. Ничего ему не нужно. Ни просторной кабины, ни тепла, ни питания, ни воздуха, ии воды. Послать автомат можно на маленькой, а потому дешёвой ракете. Человек же требует ракеты колоссальной. У него огромный багаж.
Очень важно и то, что человека надо возвращать на Землю. А автомат можно оставить там.
Одним словом, если посылать на Марс человека, то самое сложное и дорогое — дорога. Зато на самом Марсе человек будет чувствовать себя прекрасно и работу свою выполнит отлично.
У автомата же всё наоборот. Полёт для него проще простого. Зато на Марсе ему будет трудновато. Уж очень далеко до «хозяина». Радиоволнам нужно минут десять, чтобы преодолеть расстояние от Земли до Марса. Если это будет автомат вроде лунохода, управляемый с Земли, ему придётся каждый раз на свой запрос «что делать?» ждать ответа 20 минут! Многовато! А если это будет автомат полностью запрограммированный, самостоятельный, то кто поручится, что он там не столкнётся с чем-то неожиданным? С таким, что человек никак не мог предусмотреть. И потому не обучил автомат, как в этом случае поступать. Ведь это всё же Марс, планета неведомая, загадочная! Иной мир!
Со временем эти трудности будут преодолены. Человек найдёт способ летать быстрее и обходиться меньшим багажом. А автоматы станут «умнее» и будут самостоятельно решать сложные задачи.
Марсиане, если они есть, увидят у себя в гостях и людей и «марсоходы».
Теперь, как говорится, подведём итоги.
Человек хорош тем, что много знает, быстро соображает, прекрасно ориентируется в новой обстановке, ловко работает. А вернувшись на Землю, интересно рассказывает о своих впечатлениях.
Автомат хорош тем, что портативен, неизмеримо выносливее человека, не способен пугаться, скучать, волноваться, лениться. Посылать автомат гораздо дешевле, чем направлять в космос человека. Поэтому автоматов можно послать больше, в разные точки планеты. В конечном счёте они могут дать нам больше сведений, чем один человек, побывавший только в одном месте.
Завоевание космоса одними людьми или одними автоматами невозможно. Космос всегда будут изучать и осваивать люди и автоматы совместно.
Автоматы всегда будут идти впереди человека. Они будут вести разведку. Брать на себя самое опасное. Уходить в неведомое, рисковать собой, гибнуть сотнями. Но они всюду выяснят главное, расскажут, «что там творится», позволят нам хорошо подготовиться к путешествию. И вслед за ними, если можно и если нужно, будет идти человек. Но только если можно и нужно. А если «там» слишком опасно или неинтересно, «туда» нужно лететь много лет, то человек и не полетит. Он ограничится теми сведениями, которые добудут ему автоматы.
Одним словом, человек и автомат — друзья!
Теперь мы, кажется, разобрались уже во всём. И в том, что такое сама Луна. И в том, как до неё добраться. Остаётся совершить путешествие на Луну самим.
Тут нам понадобится немножечко фантазии. Представим себе почти невероятное.
… В школе зазвонил телефон.
— Говорят с космодрома! В очередном космическом корабле неожиданно оказались свободные места. Можем взять на Луну несколько самых смелых, любознательных ребят. Пусть срочно собираются. Вылет завтра утром…
Так быстро, так неожиданно осуществляется наша давняя мечта! Быстрые сборы…
Три дня полёта прошли незаметно. И вот…
11. МЫ НА ЛУНЕ!
Смолкли двигатели. Рассеялась пыль, взметнувшаяся от огненной струи.
Мы на Луне!
Мы ещё не вышли из корабля. Он стоит неподвижно. Как на Земле.
И в то же время не на Земле. Это чувствуется сразу. Мы отстегнули ремни, которые держали нас в кресле во время полёта. Первое ощущение: невесомость, которую мы испытывали во время полёта, исчезла. Но в то же время нет и привычного земного веса. Необычайная лёгкость во всём теле. Встаём с кресла. Кажется, что нас, как кукол-марионеток, поддерживают сверху за ниточки. Походка странная. Ноги поднимаются выше, чем нужно. Как будто мы всё время переступаем через какие-то брёвна. Руки почему-то сами собой размахиваются и за всё задевают.
Понятно, почему так получается. Луна меньше Земли. Поэтому она слабее Земли притягивает нас к себе. В шесть раз слабее. Все предметы на Луне в шесть раз легче, чем на Земле. А мышцы наши привыкли к земной тяжести и трудятся с избытком силы.
Мы привыкли, знакомясь с вещами, «взвешивать» их на руке. Иногда даже узнаём так, из чего вещь сделана. Тяжёлая — значит, металлическая. Лёгкая — значит, деревянная. Пли пустая.
Здесь, на Луне, получается полная неразбериха. Всё кажется каким-то пустым. Точно вынули всё изнутри и оставили одну оболочку. Или заменили подделкой, картонной бутафорией.
Солидный железный молоток точно сделан из дерева. Камни кажутся пробковыми. Книги — пустыми коробками.
Все предметы падают на Луне медленно. Вот смотрите. Я беру со стола книгу. Выпускаю её из рук на высоте своего роста. Она медленно опускается на пол. Именно опускается, а не падает. Похоже, точно воздух стал густой и она тонет в нём, как в воде. Мы успеваем даже сказать: «Раз, два, три, четыре, пять», пока она долетит до пола.
Но вот мы надели скафандры и вышли из корабля.
Как заворожённые оглядываемся.
Вокруг нас горы, холмы, равнины. Всё однообразного тёмно-песочного цвета.
Странный мир!
Здесь всё не так, как у нас на Земле.
Пожалуй, больше всего поражает, что всё неживое!
Мы привыкли, что в природе всегда что-то движется перед глазами.
Плывут в небе облака, колышется море, шевелится листва деревьев, стелется дымок, летают птицы.
Здесь ничего этого нет. Полная неподвижность. Всё окаменевшее, застывшее. Точно нарисованное.
Мёртвое царство.
Ярко светит Солнце. А небо чёрное, ночное. Поэтому кажется, что сейчас ночь, а горы освещены лучом гигантского прожектора. Около Солнца звёзд не видно, потому что щуришься от яркого света. Но прикройте Солнце рукой, чтобы не слепило. Самые яркие звёзды становятся видны.
Но отчего же здесь днём чёрное небо?
Да потому, что голубое небо — это воздух, обволакивающий планету. А здесь воздуха нет.
На Земле голубое небо освещает нас дневным светом. На Земле днём светло и в несолнечной комнате. А чем она освещена? Небом, воздухом, больше ничем.
На Луне же в несолнечной комнате днём было бы темно, как ночью. Потому что за окном чёрное небо.
Без воздуха нет и «воздушной дымки».
Помните, как выглядят на Земле далёкие горы? Они всегда кажутся бледно нарисованными на небе у горизонта.
Чем дальше от нас горы, тем толще слой воздуха, сквозь который мы на них смотрим.
Они видны нам, как через тюлевую занавеску. По густоте этого «тюля» мы на Земле даже расстояние до гор определяем. Бледно видны горы — ещё далеко до них. Чётко видны — скоро доедем.
Здесь же, на Луне, между нами и самыми далёкими горами нет никакой мути. Всё видно одинаково чётко. Из-за этого на Луне трудно определять расстояния и размеры. Получаются сплошные недоразумения.
Вот в десяти шагах от нас на большой глыбе лежит интересный маленький камушек. Мы идём к глыбе, чтобы взять камушек в руки. А он вдруг пополз и съехал с глыбы. Оказывается, это вовсе не камушек, а вершина далёкой скалы, торчавшей из-за глыбы.
Мы стоим на краю небольшой трещины. Если разбежаться, её, наверно, нетрудно перепрыгнуть. Но что это?.. На том берегу трещины шагает крохотный человечек-космонавт, размером со спичку. Оказывается, трещина вовсе не такая уж маленькая. Её ширина около километра. А мы-то хотели прыгать!
Все эти наши ошибки происходят только из-за того, что здесь нет привычной воздушной дымки.
Придётся нам на Луне всему заново учиться.
Учиться ходить, учиться смотреть, учиться трогать.