Скульптура — Евстратова Е.

Страница 4 из 17

Скульптура


 

Какие скульптуры самые прочные?

Но, конечно, самый прочный и долговечный материал для скульптуры — металл. Особенно ценят скульпторы бронзу.
Ей не страшны удары, ветер и вода. Делать бронзовые статуи умели уже в глубокой древности: греки научились этой технике у египтян.
Известно много методов отливки из бронзы, и некоторые очень сложны.

В.И. Мухина. Рабочий и Колхозница, 1937. Эта знаменитая скульптурная группа выполнена из стальных кованых листов, укрепленных на прочном каркасе.В.И. Мухина. Рабочий и Колхозница, 1937. Эта знаменитая скульптурная группа выполнена из стальных кованых листов, укрепленных на прочном каркасе.

Сначала лепят из глины модель будущей скульптуры и покрывают ее слоем воска такой же толщины, какой будет толщина бронзы статуи.
Потом модель кладут в глиняную форму с отверстиями. Когда при нагревании через них вытечет весь расплавленный воск, в отверстия наливают бронзу — она равномерно обволакивает модель. Бронзе дают остыть и форму разбивают. Готовую скульптуру полируют, прочеканивают детали и т. д.
Прочную, долговечную скульптуру делают также из алюминия, титана, хромированной меди, стальных листов.

Отливка статуи из металла — процесс очень сложный, требующий большого мастерства.Отливка статуи из металла — процесс очень сложный, требующий большого мастерства.

Сколько инструментов у скульптора?

Главный «инструмент» скульптора — руки. Это они придают влажной глине узнаваемые формы, разглаживают ее или, наоборот, «взрыхляют». В готовой скульптуре хорошо видно, как прикасался к ней мастер: иногда — ласково и неторопливо, иногда — энергично, с силой прочерчивая борозды, подправляя форму. Но только руками не обойтись, приходится помогать себе инструментами. Они появились еще в глубокой древности и с тех пор почти не изменились.

Гипсовые формы для литья — обязательный атрибут мастерской скульптора. В них помещают модель будущей статуи, чтобы «перевести» ее в металл.

Гипсовые формы для литья — обязательный атрибут мастерской скульптора. В них помещают модель будущей статуи, чтобы «перевести» ее в металл.

Для глины, пластилина или воска нужны стеки, напоминающие изогнутые ножи. Ими удобно накладывать на каркас влажную глину, убирать лишнее, выравнивая форму. Ваяя скульптуру из глыбы камня или куска дерева, мастер пользуется другими инструментами. Ведь он уже не наращивает форму, а, наоборот, освобождает свое будущее творение из «плена», отсекая все лишнее. Чтобы обрабатывать камень, нужно быть очень сильным, иметь твердую руку. Одна ошибка — и все будет испорчено.
Сначала напоминающим большой гвоздь шпунтом с камня скалывают самые большие куски. Потом троянкой — резцом с плоским зазубренным концом — сглаживают шероховатости. Затем похожей на резец скарпелью скульптуре придают окончательный вид, вырезают мелкие детали.
Напоследок отдельные части скульптуры полируют до блеска.

Резцы для работы в камне.

Резцы для работы в камне.

Древние римляне достигли большого мастерства в обработке мрамора.
Делая портреты своих современников, они сверлом-буравом высверливали завитки волос, зрачки, чтобы взгляд получился живым.
Мы можем представить, как работал Микеланджело, если внимательно рассмотрим его неоконченную статую «Святой Матфей». Скульптор начинает обрабатывать мраморную глыбу спереди. Скалывая с нее кусок за куском, он словно выводит будущую статую из толщи камня на поверхность.
На наших глазах происходит чудо: застывшая каменная масса превращается в человеческую плоть, еще скованную, не совсем оформленную, но уже готовую освободиться из «плена».

Микеланджело. Святой Матфей, мрамор, незавершенная работа, начатая в 1503 г.Микеланджело. Святой Матфей, мрамор, незавершенная работа, начатая в 1503 г.

Инструменты МикеланджелоИнструменты Микеланджело

На этом рисунке французский живописец XVII в. Ш. Лебрен в форме аллегории запечатлел труд скульптора.На этом рисунке французский живописец XVII в. Ш. Лебрен в форме аллегории запечатлел труд скульптора.