Сказки (сборник) — Сергуненков Б.
Страница 18 из 27
Сказки (сборник)
Художник, девушка и царь
Жил художник. Ходил он по городам и сёлам и рисовал людей. Не было у художника ни дома, ни семьи, ни денег, ни славы. А были у него краски и кисти.
Однажды шёл художник по дороге и увидел девушку. Девушка сидела у края поля и горько плакала.
— Ты чего плачешь? — спросил художник девушку.
— Как же мне не плакать, — ответила девушка. — Посмотри на меня. День и ночь я тружусь на царском поле. От тяжёлой работы руки у меня огрубели, кожа на лице потрескалась, волосы от дождя и ветра посеклись, спина сгорбилась, ноги подогнулись, глаза выцвели. Есть у меня жених, он любит меня и предлагает жениться, но я стыжусь показаться ему такой уродиной.
— Это не беда, — говорит художник. — По-моему, ты очень красивая. Вытри-ка слёзы, я напишу твой портрет, и ты увидишь, какая ты есть на самом деле.
Девушка вытерла слёзы, а художник достал кисти и краски, натянул на рамку холст и принялся писать портрет.
— Теперь смотри, какая ты есть, — сказал художник девушке.
Что это был за портрет! Какая красавица глядела с холста! Руки у неё были белые, кожа нежная, волосы шёлковые, стан стройный, ножки точёные, а глаза горели, как звёзды в вечернем небе. Взгляда невозможно было отвести от этой красавицы.
Девушка посмотрела на портрет и сказала:
— Спасибо вам за ваш труд. Я вижу, у вас доброе сердце, но вы написали не меня, а какую-то другую девушку. Я совсем не такая.
— Откуда тебе знать, какая ты?! — возмутился художник. — Это моя, а не твоя забота — видеть и рисовать людей такими, какие они есть. Я ведь художник. Я никогда не пишу неправды. Забирай свой портрет и знай, что ты такая и есть, какой я тебя написал.
Художник собрал свои кисти и краски, попрощался с девушкой и отправился своей дорогой, а девушка повесила дома портрет на стену и говорит:
— Где художник взял у меня такие белые руки, нежную кожу, шёлковые волосы, стройный стан, точёные ножки, ясные глаза? Руки у меня грубые, кожа шершавая, волосы посечены ветром, спина горбатая, ноги кривые, глаза тусклые.
И только она это сказала, руки у неё стали белые, кожа нежная, волосы шёлковые, стан стройный, ножки точёные, глаза ясные. Поглядела девушка на себя в зеркало, видит: стоит перед ней красавица, ещё прекрасней и стройней, чем на портрете. Обрадовалась она, побежала к жениху. Тут они и свадьбу сыграли.
Слухи о чудесной истории с девушкой пошли гулять по свету. Достигли они и ушей царя. А нужно сказать, что царь этот был ленив, зол, глуп и безобразен. Лобик от малых мыслей у него был узкий, брюхо от обжорства огромное, тело от лени хилое, зубы гнилые, ноги короткие, на голове плешь, а по бокам торчали два ослиных уха.
Но никто не знал, каким был царь на самом деле, потому что он скрывал от людей своё безобразие. На лоб надвигал корону, так что его нельзя было разглядеть, брюхо стягивал корсетом, на плечи и грудь укладывал пуховые подушки, а сверху надевал золочёную кольчугу — оттого казался могучим и крепким, — в рот вставлял искусственную челюсть, плешь и ослиные уши прятал под парик.
Приказал царь найти художника и привести во дворец.
— Нарисуй-ка меня таким, какой я есть, чтобы любовались мной все люди, — приказал он художнику, — а иначе посажу в темницу.
Художник принялся за работу, и вскоре портрет был готов. Что за царь был на этом портрете — не царь, а уродина: лобик узкий, брюхо огромное, тело хилое, ноги короткие, зубы гнилые, волос на голове нет, а уши торчат, как у настоящего осла. Глянул царь на портрет и позеленел от злости.
— Это не я! — закричал царь. — Подлый обманщик, ты нарисовал не меня! Эй, стража, хватайте его да ведите в тюрьму!
Кинулась стража к художнику, но тут упала с головы царя корона. Свалилась кольчуга, вывалилась челюсть, съехал набок парик. Открылся у царя узкий лобик, огромное брюхо, дряблое тело, короткие ноги, гнилые зубы, гладкая плешь, а ослиные уши выросли ещё длинней.
Увидел народ, каким был царь, схватил топоры да вилы и прогнал его.
А что художник? Что с ним? А что станет с художником? Ведь он вольный человек. Вышел художник незаметно из города и пошёл своей дорогой. Говорят, что он ходит по городам и сёлам до сих пор и рисует людей. А люди на его портретах нарисованы такими, какие они есть на самом деле.
Мужик и соловей
Жил мужик. Однажды прилетел к мужику соловей песни петь, а мужик увидел его и давай лаяться:
— Ах ты такой-разэдакий, ты чего в мой сад прилетел песни паршивые горланить? Срублю я три дуба, что растут в моём саду, — негде будет тебе петь, негде сидеть, разобьёшься ты, чёртова башка, о землю.
Пел соловей на первом дубе, срубил мужик первый дуб — соловей на второй дуб перелетел. Пел соловей на втором дубе, срубил мужик второй дуб — соловей на третий перелетел. Пел соловей на третьем дубе — срубил мужик третий дуб.
Негде стало соловью петь, негде сидеть. Взлетел он высоко в небо, вниз камнем упал. А мужик внизу стоял, на соловья смотрел, рот раззявил, ругаючись. Влетел соловей мужику прямо в рот. Закашлялся мужик, зачихался, заплевался, захотел соловья вон выплюнуть, да крепко устроился соловей в груди у мужика.
С тех пор живёт соловей у мужика в груди. Чуть мужик рот раскроет, чтобы слово какое грубое рявкнуть, — несётся из его груди соловьиное пение.
Вот как соловей мужика проучил.
Паруса
Давным-давно в одном селе жили люди. Бедно жили. И землю они пахали, и зерно сеяли, и сорную траву пропалывали — словом, трудились от зари до зари, а богатство не шло к ним в руки. А причина была одна: не давал бог на эту землю дождя. Едва рожь проклюнется из земли, едва в рост встанет — припечёт солнце и весь хлеб сожжёт.
Жил в этом селе один мужик, работящий, толковый. Придумал он воду из колодца носить да своё поле поливать. И был у мужика сын. Тоже парень неглупый. Мужик целый день на своём поле трудится, вёдрами из колодца носит, землю поливает, а сын в луже кораблики пускает и просит отца;
— Отпусти, отец, меня в море. Поплаваю я в море, привезу богатство. Заживём мы тогда на славу.
Мужик был крестьянином отроду. И дед у него был крестьянином, и прадед, и, хоть не давала земля урожая, всё равно жили они крестьянским трудом и другого труда знать не желали. Странно было отцу слышать речи сына.
— Не отпущу я тебя, — сказал, — а сам уйдёшь — прокляну.
Не послушался сын отца. Однажды встал рано утром и ушёл в моряки.
Сколько он плавал — трудно сказать, год или пять. Ветры всех морей собрал он в свои паруса. Однажды приплыл он домой на большом корабле, богатый и счастливый. Едва ступив на берег, бросился он узнавать, жив ли отец или умер.
Отец был жив. Так же работал он на поле, носил воду из колодца и поливал землю, и земля так же не давала урожая. Только состарился отец, согнулся ещё ниже. Бросился сын к отцу, а отец отвернулся от сына, словно не признал. Сын говорит:
— Это я, твой сын, — и подарки отцу суёт.
А отец отвечает:
— Нет у меня сына, умер он давно. Иди с богом, незнакомец, а подарков мне твоих не надо.
Заплакал сын, что отец не признал его своим сыном, и пошёл на корабль. На корабле приказал он матросам сниматься с якоря и поднимать паруса. Подняли матросы первый парус — дунул ветерок, пригнал на небо облачко, брызнуло на землю из облачка несколько капель. От этих капель вздохнула, зашевелилась земля. Подняли матросы второй парус — подул ветер, пришли с горизонта облака, пролили на землю дождь. От этого дождя зазеленела земля. Подняли матросы третий парус — налетела буря, принесла тучи, стукнулись тучи, грянул гром, обрушился на землю водяной поток. Напоил он матушку-землю. От этого дождя вырос на земле богатый урожай.
Обрадовались люди такому счастью. Обрадовался хлебу и отец. В первый раз так щедро отблагодарила его земля. Обнял отец сына и говорит:
— Спасибо тебе, сынок, спас ты меня и людей от верной смерти.