О кузнецах и кузницах — Навроцкий А.
Страница 3 из 5
О кузнецах и кузницах
Водяные кузницы
В XVIII веке царь Пётр I начал широкое строительство Российского флота. Потребовалось особенно много якорей и разных металлических деталей. Ковать их вручную было очень трудно, да и качество получалось довольно плохое. Вот и приказал Пётр I строить на несудоходных реках водяные кузницы, или, как их ещё называли, «самоковы вододействующие».
Облегчить работу кузнеца помогла вода. Она крутила колёса, которые поднимали тяжёлый молот. Такой молот заменял 20 молотобойцев
Реку перегораживали плотиной. В плотине делали «окно» и против него ставили большое колесо с лопастями. Вода колесо крутит, колесо вал с кулачками поворачивает, а кулачки тяжёлый молот поднимают и мехи качают.
Довольны кузнецы, теперь вода за них работает. А они только горячие заготовки из горна вытаскивают да под тяжёлый молот подкладывают.
В XVIII веке, при царе Петре I, началось строительство металлургических заводов
Один водяной молот заменял двадцать здоровых молотобойцев!
В память о деятельности Петра I в городе Туле ему был воздвигнут памятник — царь Пётр изображён в виде кузнеца в кожаном прожжённом фартуке с тяжёлым молотом в руке. И надпись на том памятнике: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия»
Много заводов с водяными кузницами было построено в России при Петре I. Это способствовало развитию флота и армии, промышленности и торговли. В память о деятельности Петра I в городе Туле ему был воздвигнут памятник — царь Пётр изображён в виде кузнеца в кожаном прожжённом фартуке с тяжёлым молотом в руке. И надпись на том памятнике: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия».
Паровые молоты
В XIX веке бурно развивалась промышленность. С каждым годом требовалось всё больше и больше кованых деталей для различных машин и механизмов. Водяные кузницы уже не могли справляться со всеми заказами. Строить новые кузницы у рек не всегда было удобно, да и реки нужны были для судоходства. Вот и стали думать, как заставить работать молоты другим способом.
Люди замечали, что при кипении воды образуется пар. У чайника с кипящий водой пар поднимает крышку и вообще обладает такой силой, что может разорвать чайник, если крышка будет плотно закрыта. Но, как приспособить этот пар к работе, не знали. Только во второй половине XVIII века талантливый русский изобретатель Иван Иванович Ползунов создал первую в мире паровую машину. И ещё спустя много лет после смерти Ползунова английский инженер Д. Несвит на том же принципе сделал первый паровой молот.
Люди видели, что пар обладает большой силой, и заставили его работать. Так был создан паровой молот
Пар в цилиндре поднимал поршень и вместе с ним тяжёлую болванку, или «бабу», как называют её кузнецы. Когда пар из цилиндра выпускался, то тяжёлая «баба» падала вниз и ковала раскалённую заготовку.
На паровых молотах стали ковать большие детали для паровозов и пароходов — колёса, шестерни, шатуны, гребные валы
На паровых молотах стали ковать большие детали для паровозов и пароходов — колёса, шестерни, шатуны, гребные валы. Но постепенно размеры паровозов и пароходов становились всё больше и больше. Соответственно увеличивались и их валы, колёса… Пушки тоже нужны были всё больших размеров. Поэтому требовались и более мощные молоты.
На паровых молотах ковали большие детали для пароходов, паровозов и других машин
Русский инженер Н. Воронцов в середине XIX века создал самый мощный в мире паровой молот — он весил около 50 тонн. Известно, что взрослый слон весит всего 5 тонн. В 10 раз меньше!
Всем хорош был паровой молот, да вот беда: когда он работал, земля на несколько километров вокруг него дрожала. Это мешало работать другим станкам и машинам, в домах звенела на полках посуда.
Пришлось учёным и специалистам опять задуматься: чем заменить такие мощные молоты?