Неандертальский мальчик в школе и дома — Мальмузи Л.

Страница 17 из 24

Неандертальский мальчик в школе и дома


Неандертальцы древние люди тащат добычу в пещеру
– Но это невозможно, – замечает Блошка.
– И все-таки кое-что мы можем сделать, – заявляет Полная Луна. – Есть способ похитить у них эти каче­ства.
– Какой? – осведомляется Умник.
– Остановить их навсегда в магическом рисунке, – вмешивается Счастливая Рука.
Дедушка Пузан, который стоит рядом с ним, что-то бормочет себе под нос и качает головой.
– Если рисунок достигает совершенства, мы завла­деваем Духом-Покровителем животного и он навсе­гда оказывается в нашей власти, – продолжает Пол­ная Луна.
– И главное, мы приобретаем необычайные способ­ности зверя, – объясняет Счастливая Рука.
– Bay! Грандиозно! – вскрикивает Уголек, которому не терпится приступить к рисованию.
– С какого животного вы хотите начать? – спраши­вает Полная Луна.
– С зайца, – предлагает Блошка, которая боится всех зверей.
– С мамонта, – предлагает Медвежонок, который предпочитает все делать по-крупному.
– С козочки, – настаивает Молния. – Если мы нау­чимся прыгать и бегать, как она, то на Весенних Играх в пух и прах разобьем этих проклятых Северных Буй­волов.
– Пусть будет козочка, – соглашается Полная Лу­на. – Счастливая Рука научит вас магическому ри­сунку.
– Грр! – рычит дедушка Пузан, недовольный тем, что его оттерли в сторону.
Покидаем стойбище, проходим замерзшее болото, лес, скованный льдом ручей, идем по узкой долине…
– Теперь я задам вам непростой вопрос, – начинает Счастливая Рука. – Где вероятнее всего встретить ко­зочек?
– На скалах, – тут же отвечает Молния.
– Там, где уже растаял снег, – уточняет Умник.
– Молодцы. Снег давно не выпадал, – замечает Сча­стливая Рука. – Солнечные склоны должны быть чис­тыми. Там мы и найдем козочек.
Счастливая Рука – человек особенный. Не такой крепко сбитый, как все прочие ледниковые люди, даже скорее хрупкий. Шкуры, которые он носит, покрыты разноцветными пятнами; к тому же они ему велики и при ходьбе болтаются туда-сюда. Иногда даже складыва­ется впечатление, что внутри, под шкурами, никого нет.
– Вот они! – указывает Счастливая Рука на далекий холм. – Там.
Дедушка Пузан ворчит – прогулка, похоже, затянется. Кроме того, присутствие Человека Заклинаний ему действует на нервы.
– Объясни мне, пожалуйста, зачем нам туда тащить­ся? – спрашивает он у Счастливой Руки. – Погляди вон в ту долину: там полно росомах.
– Нет, – решительно возражает Счастливая Рука. – Тема сегодняшнего урока – козочка. Легкая, грациоз­ная, стройная. Вы, ребята, должны увидеть, как она прыгает на десять, на двадцать шагов…
– Именно, – бормочет дедушка Пузан. – Слишком далеко она прыгает. Три прыжка – и ее уже не доста­нешь. Случалось ли кому-нибудь поймать козочку, ес­ли только она не больна?
Счастливая Рука, однако, не поддается на уговоры, и прогулка продолжается.
Солнце уже стоит высоко, когда мы настигаем стадо. Становимся с подветренной стороны.
– Теперь, ребята, не шевелитесь. И смотрите внима­тельно: вы должны запечатлеть в памяти мельчайшие подробности. Помните – только если рисунок получит­ся совершенным, Мать-Луна позволит нам завладеть качествами этих животных.

Неандертальский пастух

– Что нам в рисунках?! – ворчит дедушка Пузан. – Нам бы такие коленки, как у них!
Счастливая Рука, не обращая на него внимания, про­должает урок.
– Вглядитесь в цвет их шкур, посмотрите, как мамы заботятся о малышах…
– М-м-м… малыши… у них, должно быть, такое неж­ное мясо… такое вкусное, – не может удержаться де­душка Пузан.
– Помолчи, обжора! – обрывает его Счастливая Ру­ка. – Из-за тебя они не могут сосредоточиться.
Старик, рассерженный, удаляется к реке, вздремнуть немного, а мы наблюдаем за стадом, которое спокойно щиплет жухлую траву, побитую морозом.
– А теперь, ребята, начинается самое трудное, – шепчет Счастливая Рука. – Сейчас я спугну их, и они побегут в долину. Внимательно следите за прыжками, постарайтесь хорошенько зафиксировать в уме тот мо­мент, когда козочка отрывается от земли. Запомните положение ног, шеи, головы… Готовы?
Мы киваем.
Счастливая Рука выходит из укрытия и кричит во все горло:
– Уааа!!!
Козочки прекращают пастись и поворачивают голо­вы к нам. Вожак принюхивается и пускается наутек – ряд прыжков, и он уже у подножия холма.
В мгновение ока все стадо пришло в движение.
Картина завораживающая, но я стараюсь сосредото­читься на одном-единственном животном.
Один прыжок… второй… третий… четвертый: моя ко­зочка исчезла!
Ради всех Горбатых Медведей! Нелегко будет нари­совать то, что я успел разглядеть только мельком.
Тут с реки доносятся крики дедушки Пузана:
– Неет! Ааай! Оой! Стойте! Ууй!
Мы переглядываемся в растерянности.
– Ага, – догадывается Молния, – похоже, учитель прилег отдохнуть как раз в том месте, где козочки ста­ли перепрыгивать через речку!
Мы поднимаем его, избитого, в синяках.
– Уф, – пыхтит учитель, – на следующий год все будет по-другому… Я сам выберу, какое животное рисо­вать. Никаких козочек… уф… Хорошенького бурундуч­ка, даже не слишком крупного… вот что нам надо.
Урок, однако, не закончен: на обратном пути пред­стоит наскрести красок.

Неандерталец

– Вот желтая охра, – показывает Счастливая Рука, подводя нас к подножию хрупкой, ломкой скалы. – Там, внизу, выбоина – соскребите столько краски, сколько вам нужно.
В глубоком овраге мы берем белой глины, а чуть по­одаль Рысь находит слой красноватой породы…

– В пещеры мы возвращаемся уже в темноте. Факелы есть? – спрашивает Счастливая Рука.
– Е-е-есть! – отвечаем мы хором.
– Ну, зажигайте.
В темной пещере вспыхивают огоньки.
– Угольки захватили?
– Да!
– А кусочки коры?
– Да-а-а!!!
– Должен сказать вам еще одну важную вещь, – объясняет Счастливая Рука. – Кусочки коры, которы­ми вы

пользуетесь, не совсем гладкие, на них есть вы­пуклости и впадины. Попытайтесь учитывать их, следо­вать за ними, пусть они вам подскажут, как располо­жить рисунок.
Я смотрю на свой кусочек коры. При свете факела вижу на нем пятна света и тени.
Вот прыгают козочки. А вот лев преследует их…

козы

Углем обвожу контуры, которые вижу мысленным взором.
Никто больше не гомонит, все смолкли.
Обожженные палочки быстро бегают по шершавой коре, и образы обретают жизнь: козочки в самом деле убегают, а львы преследуют их.
Счастливая Рука ходит между нами, оценивает наши рисунки.
– Молодец, Молния! Ты уловил Дух козочки. Хоро­шо будешь прыгать на Весенних Играх.
– М-м-м… Мячик… ты был невнимателен. Когда Ко­зочка заканчивает прыжок, она держит голову выше.
– Молодец, Неандертальчик. Лев у тебя как живой.
– Но… Это что за новости! Уголек, что ты на­творил?
– Я нарисовал… козочек…
– Да, но это что за толстяк на земле?
– Это дедушка Пузан.
Охваченные любопытством, мы все скапливаемся во­круг Уголька и застываем с открытыми ртами.
Рисунок его изумителен.
Стадо прыгает через реку: одни козочки бегут, дру­гие зависли в воздухе, третьи приземляются на живот дедушки Пузана: у того выпучены глаза и разинут рот.
Пещера оглашается смехом.
Но Счастливая Рука вне себя от ярости.
– Уголек, от тебя я такого не ожидал! Мой лучший ученик – и не выполняет моих указаний…
– Но я нарисовал козочек… – оправдывается мой товарищ.
– Да, но при чем тут дедушка Пузан?
– Я хотел придумать что-нибудь оригинальное…
– Тебя никто не просил.
– Извините. – Уголек опускает голову.
– Это, конечно, не магический рисунок, – заявляю я, – но он такой красивый…
– Красиво то, что полезно! – кричит Счастливая Ру­ка вне себя.
Тут ко мне подходит Умник и шепчет на ухо:
– Неправда. Красиво то, что красиво. Уголек – на­стоящий художник…

— Страница 17 —