Мавры — Лазарев А.
Страница 8 из 15
Мавры
Кто такие альморавиды и альмохады?
Падение Толедо в 1085 г. вызвало такой ужас у мавров, что один из них обратился за помощью, как водится, к берберам. Это был эмир Севильи по имени аль-Мутамид (1040–1095), большой любитель поэзии.
К тому времени у берберов в Магрибе многое изменилось по сравнению с VIII в. К власти пришли альморавиды, последователи отшельника Абдаллаха ибн Ясина, который жил в крепости-монастыре на острове посреди реки Нигер. Такие монастыри назывались рибатами, и альморавид (аль-мурабит) значит «человек из крепости». Фанатики-альморавиды хотели восстановить чистоту ислама любыми средствами.
Юсуф ибн Ташфин (1059–1106), преемник Ясина, подчинил себе почти весь Магриб и решил помочь единоверцам в Андалусе. Его поход на Толедо в 1086 г. был столь успешным, что вскоре все христиане, желавшие независимости, оказались там же, откуда начали свою борьбу в VIII в., — у гор Кантабрии. А остальные признали власть мавров.
Юсуф, выполнив свою задачу, вернулся в Магриб. Но без него мавры опять начали ссориться, и уже через год христиане пошли войной на юг. Аль-Мутамид снова позвал Ташфина. Суровый бербер повторил свой поход, но на этот раз уже не вернулся домой. Он просто занял Севилью, а эмира-поэта отправил в ссылку в Марокко. Там аль-Мутамид написал свои лучшие стихи и там же умер в нищете.
Альморавиды продолжали завоевывать земли Кордовского халифата.
Наконец их государство, как и в счастливые времена Абдаррахмана III, объединило не только Андалус, но и Магриб. Только столица его уже была не в Кордове, а в Марракеше, в Магрибе.
Не все испанские мавры были в восторге от этого объединения. Ведь эмирчики потеряли власть в своих государствах, опять стали всего лишь чиновниками, а всем прочим маврам пришлось сделать вид, что они готовы отказаться от роскоши и проводить время, как полагается правоверным мусульманам, в молитвах, а не на пирах. Но суровые нравы новых властителей Андалуса довольно быстро смягчились. Марракеш расцвел так же, как Кордова, а альморавиды стали мирными маврами Но как только это произошло, появились новые «чистильщики веры» — альмохады.
Эти горцы из Сахары и были заклятыми врагами пустынников-альморавидов. Для альмохадов (единоверцев) главным тоже было исламское благочестие, но не новое, провозглашенное Ясином, а древнее, описанное в Коране.
Образец мусульманской каллиграфии — символическое изображение «ступни Пророка». По контуру золотом написаны религиозные изречения.
Ворота Бисагры (Малые ворота), одни из самых старых ворот Толедо (XIV–XV вв.)
Сосуд (XIII–XIV вв.) для ритуальных омовений, которые мусульмане обязаны совершать перед каждой из пяти ежедневных молитв.
Признаки распада альморавидского Андалуса стали явными уже к 30-м годам XII в.: христиане снова продвинулись на юг. Появилось даже новое государство — графство Португалия.
В 1146 г. альмохады захватили Магриб, а через год — Андалус. В 1163 г. в большей части мусульманской Африки и на Пиренейском полуострове воцарился халиф Абд аль-Мумин.
Его наследники правили до 1236 г., отражая атаки с разных сторон. В Андалусе на них наступали наследники альморавидов и христиане с севера. Поэтому жизнь мавров была подчинена войне. Альмохады позволили распространиться по стране разным тайным учениям, но с учениями, которые пытались смягчить ислам, они нещадно боролись.
Нелегко пришлось всем христианам и иудеям Андалуса. Они переселялись на север и изо всех сил помогали испанским королям в их походах.
Бежали от альмохадов даже изнеженные мавры из старых родов. Например, Абу Зейд, эмир Валенсии (это название — «благодатная, здоровая» — осталось со времен римского владычества), перестал признавать их власть, сбежал в Арагон, принял христианство и жил благополучно еще 40 лет. А испанские короли готовились к решающему натиску.
В центре золотого динара конца VIII в. написано: «Мухаммед, посланец Божий», а по окружности: «Во имя Бога».
Как испанцы победили мавров?
Испанцам потребовалось немного времени, чтобы оправиться от разгрома, нанесенного им альмохадами. Два испанских короля, Альфонс II (1152–1196; Арагон и Каталония) и Альфонс VIII (1155–1214; Кастилия), объединились. Настала пора решающей битвы с альмохадами.
Она произошла в 1195 г., но чуда не случилось. Альмохады во главе с халифом Якубом наголову разбили испанцев. Большая часть недавно отвоеванных земель вновь отошла к маврам, и кастильцам едва удалось сохранить Толедо.
На барельефе «Осада и взятие Альгамы» из Толедского собора солдат (на переднем плане) стреляет из пушки, за ним — арбалетчик, еще дальше — воин со щитом и мечом взбирается по лестнице на крепостную стену, другой уже взобрался на нее и пронзает копьем мавра.
Как ни странно, испанцам оказалась на руку кошмарная резня христиан, которую халиф Якуб, объявивший джихад, устроил в Андалусе. Испанцы в ответ объявили крестовый поход. Альфонс VIII обратился за помощью к папе римскому. На север Испании стали стекаться рыцари из Италии и Франции. К тому времени и в испанских королевствах возникли рыцарские ордена Сантьяго, Калатрава и Алькантара. Из Святой земли явились рыцари — тамплиеры и госпитальеры. Собралась огромная армия. И 16 июля 1212 г. в местечке Лас-Навас-де-Толоса, в 120 км от Кордовы, у входа в ущелье, открывавшего путь в Центральный Андалус, произошла битва. По легенде, 100 тысяч христиан сражались против 400 тысяч мавров. Насколько это правда, не известно. Но точно одно: христиане победили, и путь в Центральный Андалус был открыт. Начался разгром мавров по всем направлениям.
Король Альфонс VIII в бите при Лас-Навас-де-Толоса (вверху) и Король Альфонс II (внизу).
Потом внук Альфонса VIII Фердинанд Святой захватил долину реки Гвадалквивир, Кордову, Севилью, области Мурсия и Хаэн.
Хайме Завоеватель, король Арагона, отнял у мавров все земли на востоке Андалуса, Валенсию и Балеарские острова. К 1262 г. весь Пиренейский полуостров, кроме Гранады на юге, оказался под властью христианских королей. Первое время они позволяли эмирам-маврам оставаться на своих местах, с условием платить дань. Но эмиры слишком часто бунтовали, и постепенно их всех заменили наместниками-христианами. Это произошло везде, кроме Гранады.
Торжественный въезд католических королей Испании Фердинанда и Изабеллы в отвоеванную у мавров Гранаду (рельеф из собора в Гранаде, 1520–1522).
Рыцари в латах выезжают из крепости (французская миниатюра XIII в.).
На этом барельефе Толедского собора изображены осада и взятие крепости мавров.