Мавры — Лазарев А.

Страница 6 из 15

Мавры


Когда был Кордовский халифат?

Андалусом мавры называли все земли на Пиренейском полуострове, которые считали своими. Вначале это были области, признававшие власть багдадского халифа и подчинявшиеся его наместнику-эмиру, жившему в Кордове. Но при эмире Абдаррахмане I Андалус стал самостоятельным государством. В 929 г. эмир объявил себя халифом.
Поэтому об Андалусе периода 929-1010 гг. говорят как о Кордовском халифате.

Монеты дирхамы халифа Абдаррахмана III.

Монеты дирхамы халифа Абдаррахмана III.

Как произошло полное отделение Андалуса?

К тому времени, к концу Х — началу XI в., от могущественного Багдадского халифата, объединявшего земли всех мусульман, уже отделились Магриб и Египет.
Абдаррахман III сразу же, как в 912 г. стал эмиром, показал себя серьезным политиком. К 930 г. он усмирил всех бунтовщиков: и ренегатов, и христиан на севере, которые перестали подчиняться приказам из Кордовы. Два года потребовалось ему, чтобы покорить взбунтовавшийся город Толедо. Укрепив свои границы и поставив верных людей в пограничных марках, Абдаррахман взялся за мелкие христианские королевства на севере. Им пришлось покориться. В 929 г Абдаррахман III провозгласил себя халифом, то есть защитником всех мусульман мира и наместником пророка Мухаммеда.
Ислам тогда разъедали еретические учения, и поэтому правоверные мусульмане обрадовались новому халифу, который не одобрял ересей.
До конца своего правления Абдаррахману удалось полностью подчинить себе северные христианские государства. Все признали его верховным государем и снова исправно платили дань. Его власть установилась не только на Пиренейском полуострове, но и в Марокко.
Последние годы его правления были эпохой наивысшего расцвета Андалуса. Великий воитель, он получил от своих подданных почетное имя ан-Насир (Победоносный) и сумел сделать так, что его страна стала самой богатой и процветающей во всей Европе. Но далось это нелегко.
Он сам говорил, что за 50 лет правления, при всех великих победах и успехах, знал «только четырнадцать по-настоящему счастливых дней».

Чем прославился Альманзор?

Об Альманзоре, точнее аль-Мансуре, фактическом правителе Кордовского халифата, ходили легенды. Говорили, что он волшебник, непобедимый полководец, самый богатый человек в мире. На самом деле он был великим авантюристом.

Вот так испанский художник XV в. Франсиско Сурбаран представлял себе легендарного Альманзора

Вот так испанский художник XV в. Франсиско Сурбаран представлял себе легендарного Альманзора. Но это изображение, конечно, не достоверно. Во-первых, согласно всем свидетельствам, Альманзор был красив и строен. Во-вторых, он вряд ли носил чулки и камзол подобно испанским дворянам XV в.

Ибм Абу Амир (будущий Альманзор) Ибм Абу Амир (будущий Альманзор) был рекомендован в писцы ко двору халифа, тогда ему исполнилось 25 лет (турецкая миниатюра из «Книги царей»). Труд писца был почетен. В странах ислама писцов уважали и за грамотность, и за искусство каллиграфии.

При рождении ему дали имя Мухаммад ибн Абу Амир. Его дальний предок, араб, сражался в одном из отрядов Тарика. Дедом Абу Амира был севильский судья. Сам он начал карьеру мелким писцом, потом стал помощником судьи, придворным и, наконец, казначеем и доверенным лицом наследника халифа. При дворе ему благоволила жена халифа Хакама II, басконка Аврора. Завоевав ее доверие, он подружился с великим полководцем Талибом, покорившим Северную Африку и мятежные христианские королевства. Еще Абу Амиру удалось подкупить дворцовых гвардейцев. Поэтому, когда в 976 г. умер халиф Хакам II, Абу Амир не стал терять время. Вместе с Талибом, тогда главным министром, он убил брата халифа, а его 12-летнего наследника Хишама заточил на 33 года во дворец-тюрьму. Вдова халифа только тогда поняла, кому она доверилась. Потом Абу Амир женился на дочери Талиба и вскоре убил его самого, своего ближайшего друга. Его ничто не могло остановить: позже он не пожалел ни другого друга, ни брата, ни даже сына.
В 981 г. Абу Амир провозгласил себя главным министром Кордовского халифата — хаджибом. Ему пытались помешать, но Абу Амир показал себя великим полководцем. За десять лет он вновь покорил северных христиан, восставших после смерти Талиба.
Действовал он жестоко: сровнял с землей Леон, столицу королевства, оставив лишь одну башню.
Чтобы еще больше устрашить христиан, он разорил их святилище — собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, правда, саму могилу святого мавры не тронули.

Картина испанского художника Хусепе Риберы «Апостол Иаков Старший»Картина испанского художника Хусепе Риберы «Апостол Иаков Старший» (1647). По преданию, Иаков, один из апостолов Иисуса Христа, проповедовал в Испании и его останки покоятся в Сантьяго-де-Компостела. Иаков считается покровителем Испании. Когда Альманзор разорил собор, он не тронул гробницу, потому что мусульмане считают грехом осквернение захоронений.

Купеческий корабль везет с Востока бумагу (арабская миниатюра).Купеческий корабль везет с Востока бумагу (арабская миниатюра).

Гравированный и украшенный серебром латунный кургий — столик-ларец для хранения Корана.Гравированный и украшенный серебром латунный кургий — столик-ларец для хранения Корана.

Христианские правители севера слали Абу Амиру своих дочерей в гарем как наложниц. Но особенно он любил дочь наваррского короля Санчо. Она родила ему сына Абдаррахмана, которого сам Ибн Абу Амир звал Санчуэло — маленький Санчо. Наваррскому королю приходилось целовать руку своему внуку, когда тот приезжал к деду в гости. После всех этих усмирений (57 походов только на север!) Абу Амир и получил имя аль-Мансур билляхи (Победитель милостью Аллаха).
Но прославился он не только этим. Альманзор был человеком разносторонним. Его любили солдаты, о которых он неустанно заботился: Альманзор первым из халифов повелел им носить кольчуги. Он строил крепости и корабли и оставил после себя прекрасный город Мадинат-ас-Салям. Он собрал при своем дворе в Кордове поэтов и всячески поощрял их творчество. Но при этом в 996 г. он вдруг стал фанатиком ислама и повелел сжечь книги из кордовской библиотеки: сгорело 120 тысяч томов из 400 тысяч.

Восточная кольчужная рубаха из цельных колец без соединительных звеньев, которая защищала все тело. После XIII в. воины носили в основном пластинчатые доспехи.Восточная кольчужная рубаха из цельных колец без соединительных звеньев, которая защищала все тело. После XIII в. воины носили в основном пластинчатые доспехи.