Мавры — Лазарев А.
Страница 10 из 15
Мавры
Но редкие преследования христиан во времена господства мавров и сравнить нельзя с тем, что творили христиане, одержав победу. В договоре о капитуляции Гранады говорилось, что жители могут исповедовать свою веру. Но уже через десять лет всех мавров заставили либо принять христианство, либо покинуть страну. Оставшихся, уже крещенных, испанцы называли морисками (от испанского произношения слова мавр — моро) и не очень-то им доверяли. А мориски тайно исповедовали ислам, мечтали о возрождении Андалуса и иногда восставали.
Между тем в мусульманском мире появилась новая мощная сила — турки. В 1529 г. они осаждали Вену, вызвав во всем христианском мире враждебность к мусульманам, даже к бывшим. Мориски все чаще бунтовали, и в 1609 г. их выселили окончательно: 150 тысяч морисков осели в Северной Африке. До сих пор там можно встретить их потомков — они выделяются светлым цветом кожи.
На этом барельефе из Королевской капеллы в Гранаде изображено крещение мусульманских женщин, происходившее в XVI в., когда Андалус перестал существовать.
«Сколько девушек прекрасных, словно утренние зори,
Христиане в плен уводят на мученье и на горе!»
(Абу-ль-Бака ар-Ронди)
Как жили христиане при маврах?
Христианам в Андалусе жилось вольготно почти всегда. Они строили церкви с колокольнями выше мечетей, отправляли службы, отмечали все христианские праздники.
Никто не мешал священникам носить положенные им по сану одежды, а похоронным процессиям — проходить по главным улицам городов. Хотя Коран запрещает изображать людей и животных, в христианских храмах висели иконы, а христианские художники рисовали, что хотели, и даже самих мавров.
Деревянная скульптура Богоматери с младенцем XII в. из Барселоны.
Страница из испанской Библии, украшенная стилизованными мавританскими арками.
В городах христиане объединялись в общины, выбирали себе главу — дефенсора (защитника) и других чиновников, в том числе сборщика подати. Судили христиан за преступления внутри общин, и не по шариату, а по старому готскому своду законов. Единственное, во что вмешивался халиф, — это назначение епископов Кордовы и Толедо. Он одобрял одного из выбранных христианами кандидатов. Очень редко халиф пользовался правом смещать священнослужителя. Как правило, это случалось, если христиане начинали вести себя непочтительно по отношению к мусульманам.
В Андалусе мавры и христиане свободно вступали в браки между собой, и не только простые люди, но даже и правители. Так, один из сыновей завоевателя Испании Мусы ибн Нусайра взял в жены Эгилону, вдову короля Родериха, халиф Абдаррахман III был правнуком христианской принцессы, а Альфонс VI Кастильский, тот, что захватил Толедо, женился на дочери эмира.
Большинство христиан Андалуса были страстными поклонниками арабской культуры. За это их и называли мосдрабами (обарабившимися). Они говорили и одевались по-арабски, давали своим детям арабские имена.
Только с приходом суровых альморавидов, в конце XI в., положение христиан ухудшилось: новая династия их не жаловала. Но добрососедские отношения между простыми маврами и христианами существовали до самого завершения Реконкисты в конце XV в.
Почему Андалус стал пристанищем для евреев?
После того как римляне во II–III вв. сумели подавить восстания в Иудее, начались вековые скитания евреев и они расселились по всему миру. На Пиренейский полуостров они пришли еще до готов и занялись торговлей и ростовщичеством. Римляне-христиане их недолюбливали, но особенно не преследовали.
С приходом готов все изменилось: несколько раз их пытались выселить, устраивали массовые казни, а в начале VIII в. собирались совсем уничтожить. Поэтому евреи поддерживали мавров, видя в них своих спасителей Еще в начале VIII в., в Магрибе, в войско Тарика ибн Зияда влилось несколько еврейских отрядов.
Еврейский пергаментный свиток, рукоятка и футляр из слоновой кости. Держа свиток в левой руке, его разматывали правой. Еврейское письмо, как и арабское, читается справа налево.
Мавры благоволили к евреям. Они не только позволяли им спокойно жить, строить храмы — синагоги, учить своих и христианских детей грамоте, но и занимать важные посты в государстве В X в. евреи стекались в Андалус со всего мира. Многие из них прославили приютившую их страну: философ Моше Ибн Маймун, которого сами евреи называли Рамбан, а христиане — Моисей Маймонид, поэт и философ Моше ибн Гебироль (Авицеброн), поэт Иегуда Галеви.
Но участь евреев становилась заметно хуже, как только города, в которых они жили, занимали христиане.
К XV в. славный Толедо стал для евреев адом. Их заставляли креститься, но крещеных называли не христианами, а марранами (от одного из вариантов испанского произношения слова мавр — маро). В мае 1492 г. им повелели покинуть пределы Испании, а в 1508 г. выгнали из Наварры, последнего их пристанища.
Начало главы из книги Аверроэса (по-арабски его звали Абу-ль-Валид ибн Рушд). Он родился в Кордове и был философом, придворным врачом и судьей в Андалусе и Марокко. Аверроэс считается величайшим мыслителем арабо-исламского мира.