Физика. Ненаглядное пособие
Страница 4 из 14
Физика. Ненаглядное пособие
№ 40
Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молока на пол, что сохранит молоко: форму или объем?
Ответ. Объем. Молоко безвозвратно утратит форму стакана и с отвращением примет форму лужи.
№ 41
Если плеснуть на клеенку очень мало молока, какую оно примет форму?
Ответ. Если молока будет действительно очень мало, оно с удовольствием примет форму шарика, капли.
№ 42
Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?
Ответ. И то и другое. А папа еще и отлупит.
№ 43
Какую форму примет газ, отпущенный из воздушного шарика в пустую комнату с закрытой форточкой?
Ответ. Форму комнаты с закрытой форточкой. В отличие от жидкостей и твердых тел отпущенный на свободу газ имеет наглость полностью занимать всю предоставленную ему жилплощадь.
№ 44
Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится джинн?
Ответ. В газообразном, и очень сердит. Лучше его не трогать.
№ 45
В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или в простуженных?
Ответ. В простуженных. У простуженных высокая температура.
№ 46
В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку — первым или вторым?
Ответ. Вторым. Он горячий. Только смотри, не прожги рукава.
№ 47
Если температура утюга тем выше, чем больше скорость его молекул, то почему он не нагревается, когда, держась за провод, крутишь его над головой или когда летишь с ним в самолете? Ведь молекулы утюга вместе с самолетом мчатся очень быстро.
Ответ. Температура утюга тогда высокая, когда высока скорость его молекул относительно друг дружки. В горячем утюге молекулы дергаются туда-сюда, как собачонки на привязи. Вибрируют.
№ 48
Как, будучи совершенно здоровым и не имея под рукой ничего горячего, разогреть градусник до температуры 40 градусов по Цельсию и вместо того, чтобы плестись в школу, спокойно отдохнуть от учителей в уютной постели?
Ответ. Все физики-симулянты знают: чем выше скорость движения молекул, из которых состоит градусник — тем градусник горячей. Для того, чтобы увеличить скорость молекул градусника, надо потереть его, например, об одеяло. Молекулы одеяла, стукаясь о молекулы градусника, увеличат их скорость, и столбик ртути быстро поднимется до сорока. Знаешь физику — отдыхай дома, не знаешь — топай в школу.
Взаимодействие тел
№ 49
Почему в полной темноте, встав с кровати и отправившись в путь босиком, нельзя быть абсолютно уверенным, движешься ли ты в направлении туалета или идешь прямо в шкаф?
Ответ. Потому что правильное направление вашего механического движения в туалет можно определить, только замечая с течением времени постепенное изменение положения вашего тела относительно других тел, а в полной темноте не только другие тела, но и свое собственное не заметишь.
№ 50
Коля и Толя подрались на школьной лестнице, схватили друг друга за уши и дружно едут по ступенькам вниз, а навстречу им поднимается директор школы и гостеприимно ведет за собой комиссию из министерства образования. Укажите, относительно каких перечисленных тел находится в покое Коля и относительно каких перечисленных тел движется Толя. Предположите, что может случиться, если, проезжая по ступенькам мимо директора, Коля и Толя за него схватятся?
Ответ. Коля находится в покое относительно Толи и его ушей. Толя, издавая дикие крики, движется относительно директора школы, комиссии и ступенек лестницы. Если, проезжая мимо директора, Коля и Толя схватятся за него, то директор тоже начнет находиться в покое относительно толиных и колиных ушей.
№ 51
По каким признакам охотник, страдающий насморком, может самостоятельно, без собаки, определить траекторию движения зайца в зимнем лесу?
Ответ. По следам. Перемещаясь от одного куста к другому, заяц по всей линии своего движения оставляет на снегу следы, потому что у него короткий хвост.
№ 52
В течение некоторого промежутка времени охотник удирал от медведя, и все это время душа его находилась в пятках. Первые два часа охотник мчался на север и пробежал 19 км. Весь следующий час охотник несся на восток и преодолел 9 км. Затем охотник за 20 минут, двигаясь по прямой, приблизился к южному полюсу на 5 км и еще 40 минут шпарил на запад, отмахав 7 км. Начерти на школьном дворе траекторию пути охотника в масштабе 1 км: 1 м. Вычисли путь, пройденный телом охотника за тот жуткий промежуток времени, в течение которого его душа скрывалась в пятках.
Ответ. Если после четырехчасовой гонки душа охотника выглянет из пяток и убедится, что медведь от нее отстал, то путь, пройденный телом охотника за жуткий промежуток времени, будет равен сорока километрам.
№ 53
Добираясь от пункта А до пункта Б, расстояние между которыми 4000 метров, печальный дядя Боря имел ряд приключений. Первые десять минут дядя Боря шел не спеша и только изредка вздрагивал, предчувствуя беду. Следующие четыре минуты дядя Боря мчался изо всех сил, спасаясь от дворняги Моськи и ее верных подруг Жучки, Шавки и Клюквы. После того, как подруги, мечтавшие поближе познакомиться с дядибориными брюками, наконец отстали, двдя Боря еще 16 минут бежал трусцой, постепенно снижая скорость. Затем он 18 минут тихонько полз в густой траве мимо мирно пасущегося быка Еремы. И еще 3 минуты очень быстро от вышеназванного быка убегал. Последние 9 минут Дядя Боря на всякий случай преодолел на четвереньках. Вычисли среднюю скорость печального дядя Бори, прибывшего в пункт Б в невменяемом состоянии.
Ответ. Несмотря на то, что дядя Боря двигался очень неравномерно, его средняя скорость всего 4 км/ч. Обычная скорость пешехода. А сколько было приключений!
№ 54
Двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, мелкий отличник Олег добрался из дома до школы за 7 минут. Его соседка крупная троечница Оля тоже двигалась равномерно, тоже не задерживалась, и добралась до школы за 57 минут. Чем отличается стремительный и целеустремленный бег в школу отличника Олега Хлопотунчикова от тихой и печальной поступи троечницы Оли Ромашкиной?
Ответ. Скоростью. С разной скоростью движутся по жизни эти двое.
№ 55
Печальный дядя Боря несет из магазина домой авоську с мелкими куриными яйцами. Через равные промежутки времени яйца из авоськи выпадают на землю и разбиваются. Можно ли сказать, что печальный дядя Боря движется равномерно, если коты, бегущие за дядей Борей, находят разбитые яйца на равных расстояниях одно от другого?
Ответ. Да, можно. Коты подтвердят, что печальный дядя Боря за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
№ 56
Что узнает полководец, если путь, пройденный им от солдата до маршала, разделит на время своей безупречной службы?
Ответ. Среднюю скорость своего повышения в звании. Всякий путь, деленный на время пути, указывает скорость, с которой упорно шли к цели.
№ 57
Длина пути от Сашиного дома до школы — 1500 м. Время, оставшееся до начала занятий, — 30 минут. С какой скоростью должен равномерно двигаться в школу Саша, чтобы наверняка не попасть на первый сорокапятиминутный урок — контрольную по алгебре?
Ответ. Сашина скорость ни в коем случае не должна превышать 20 метров в минуту. Иначе — двойка по алгебре обеспечена.
№ 58
Какую единицу скорости выберешь ты для измерения своей скорости, если тебе придется уносить ноги от трех разъяренных десятиклассников: см/ч, м/ч, м/с или км/с?
Ответ. В экстренных случаях лучше всего измерять свою скорость километрами в секунду, но, отбежав подальше и успокоившись, вспоминаешь, что числовое значение скорости зависит от выбранной единицы и 100 км/ч примерно то же самое, что 28 м/с. Не важно чем скорость измерять — главное: не попадаться.
№ 59
Физики переманили к себе опытную сотрудницу биологической лаборатории белую мышку Мушку и поручили своему лабораторному коту Ваське гоняться за ней в научных целях. За два часа безрезультатной беготни по лаборатории лаборант Васька проделал путь длиной в 40 км. Такое же расстояние преодолела за это время опытная сотрудница. Определи, какие результаты получили физики, вычислявшие средние скорости сотрудницы и лаборанта.
Ответ. Средняя скорость опытной сотрудницы белой мышки Мушки во время проведения научного опыта была 20 км/час. Средняя скорость лаборанта Васьки точно такая же. Физики сделали три научных вывода: во-первых, если сотрудник увеличит скорость — он догонит лаборантку; во-вторых, если лаборантка увеличит скорость — она убежит от сотрудника; в-третьих, если скорости сотрудника и лаборантки не изменятся, они будут бегать до тех пор, пока им выплачивают зарплату.
№ 60
Ученый с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 километр, вдруг замирает, пыхтит, топчется на одном месте и только через два часа снова бросается в путь. За какое время ученый с мировым именем, катаясь на своем средстве, проедет 605 километров? Вычисли среднюю скорость средства во время этой прогулочки.
Ответ. Восемь часов и пять минут понадобятся ученому, чтобы, трясясь и подпрыгивая, на своем средстве преодолеть 605 километров пути. Среднюю скорость вычисляйте сами.