Детская православная хрестоматия

Страница 11 из 13

Детская православная хрестоматия



Сретение Господне

Празднуется на 40-й день после Рождества Христова
Младенцу Христу исполнилось сорок дней. По древнему обычаю в этом возрасте каждого еврейского мальчика приносили в Иерусалимский храм, и родители в благодарность Господу за сына жертвовали, кто что мог. Богатые могли купить ягненка, бедные – голубей. Голуби продавались тут же, при храме. Дева Мария и старец Иосиф купили двух голубей и принесли их в жертву Богу за Сына-Первенца. Так они исполнили закон, ничем не выделяясь среди своих соотечественников.
В это время в Иерусалиме жил благочестивый человек по имени Симеон. Он был очень стар, по преданию ему было 350 лет. Давным-давно Бог обещал Симеону, что не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя. Симеон устал жить и молил Бога лишь об одном – поскорее увидеть Его и спокойно умереть. И вот Святой Дух открыл Симеону: Тот, Кого он так долго ждал, родился, и Его надо искать в Иерусалимском храме. И Симеон поспешил туда. Среди множества младенцев, находившихся в тот день в храме, старец безошибочно узнал Христа: искренняя вера помогла ему в этом так же, как вифлеемским пастухам и мудрым волхвам. Благоговейно принял Симеон Божественного Младенца от Девы Марии на свои старческие руки (поэтому Симеона называют Богоприимцем). И сказал старец: «Теперь, Владыка, Ты, по Своему обещанию, дашь мне умереть с миром, потому что своими глазами увидел я Спасителя, Которого Ты послал всем людям!»
Жила в Иерусалиме старая женщина по имени Анна, кроткая и благочестивая. Анна была вдовой и после смерти мужа почти не покидала стен храма. За ее богоугодную жизнь Бог дал ей дар пророчества, и Анна могла предсказывать будущее.
Когда подошла пророчица к Симеону, державшему на руках Иисуса, то в Прекрасном Младенце также узнала Сына Божия. Анна-пророчица подтвердила слова Симеона Богоприимца и радостно стала всем говорить, что долгожданный Спаситель пришел на землю.
Но древний старец Симеон вдруг стал печальным. Ему была открыта дальнейшая судьба Младенца. Он стал говорить, что Иисус Христос принес на землю свет Своего учения, но не все люди с радостью примут Его слова. Матери Божией предстоит пережить ни с чем несравнимое горе: у Ее Сына появятся могущественные враги. И они погубят Его.
Слово «Сретение» означает встречу. Встречу с Господом Симеона Богоприимца и Анны, которые из всех людей одни только и узнали родившегося Сына Божия и объявили о том людям, напомнив все древние пророчества о Его жизни и смерти на Кресте. У каждого в жизни бывает первая встреча с Господом, Который привлекает к Себе любовью. Только бы не пропустить эту встречу! И мир станет иным – радостным и надежным! Вот о чем напоминает нам праздник Сретения Господня.

Тропарь празднику Сретения

Радуйся, благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш,
просвеща́яй сущия во тьме;
веселися и ты, старче праведный,
прие́мый во объятия Свободителя душ наших,
да́рующаго нам воскресение.
Перевод: Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас, темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.


Торжество Православия

Празднуется в первое воскресенье Великого поста

Икона Торжество Православия

Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века – в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии…
Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя общецерковное соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Почему Церковь так тщательно охраняет подлинную веру? Да потому, что хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего человеческого рода – даже для тех, кто Церкви не принадлежит, и даже для тех, кто принадлежит к другим религиям.
Одно из понятий, которые содержатся в греческом слове, соответствующем русскому слову «грех», это промах. Грех как промах: человек согрешающий сходит с правильного курса, промахивается мимо самой важной цели – цели своего бытия. Сохранение этого курса и обеспечивается верой апостольской, которая пришла к нам от воплотившегося Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла, и пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни, пока вера Церкви свидетельствует о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, вместе с Церковью весь род человеческий сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий, в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу человеческого бытия.
Если когда-нибудь эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие силы стараются ее разрушить, чтобы у каждого человека была своя основа бытия, чтобы, опираясь на свой разум и на свою свободу, он мог поступать так, как хотел бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, тогда не будет никаких общих законов и правил, потому что все законы и правила черпают свое содержание из нравственной природы человека – той самой природы, которая через истинную веру дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и что есть зло.
Вот почему Церковь так настойчиво, порой даже жестко, охраняла и охраняет правоверие, охраняла и охраняет истинную веру. Празднуя Торжество Православия, мы должны переживать особое чувство ответственности за судьбу Церкви, за судьбу свою собственную, за судьбу рода человеческого.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл


Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 7 апреля
Одиннадцать лет жила Пресвятая Дева Мария при Иерусалимском храме, куда привели Ее родители трехлетней девочкой. Она удивляла всех необыкновенной скромностью, добротой, прилежанием к труду и молитве. Сам Бог чудесным образом учил и наставлял Деву Марию через Ангела, который являлся Ей во Святое Святых. Это недоступное для людей священное место Иерусалимского храма первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, назначил Святой Отроковице для молитвы… Когда выросла, Она пожелала не выходить замуж, всю Себя посвятить Богу. И тогда восьмидесятилетний старец праведный Иосиф согласился обручиться с Пресвятой Девой не для брака, но для святого покровительства. Мария, воспитанная при храме, приученная к тонким изящным рукоделиям, с детства окруженная великолепием и богатством священного храма, не раздумывая, последовала за Иосифом, который привел Ее в свое бедное жилище плотника в городе Назарете. Тихо и мирно протекала жизнь Девы Марии под кровом праведного Иосифа, который вниманием и заботливостью заменил Ей отца и мать. Мария проводила время в трудах: молитва, чтение Священного Писания, рукоделие, домашние хлопоты наполняли каждую минуту Ей были известны пророчества о появлении на земле Спасителя. Мария чувствовала, что благословенное время приблизилось и живет уже на земле та Дева, от Которой родится Христос. Со слезами молила Она Бога увидеть Ту Прекрасную Деву. В одно из таких мгновений перед Марией предстал архангел Гавриил и произнес божественное приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!» Сердце Марии смутилось, но архангел успокоил Ее и открыл ту самую Благую (добрую и спасительную) весть, которая вот уже две тысячи лет продолжает радовать каждого христианина: Мария родит Сына, Иисуса Христа, Властителя Неба и земли, Царя всех верующих в Него. И радостному Царству Его не будет конца. Удивилась Дева Мария, как же это произойдет, если у Нее нет мужа? «Дух святой осенит Тебя, – ответил архангел Гавриил, – Оттого и Сын Твой сыном Божиим назовется». Так свершилось Благовещение.

Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего глави́зна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовеству́ет.
Тем же и мы с ним Богородице возопии́м:
радуйся, благодатная,
Господь с Тобою.
Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.


Вход Господень в Иерусалим

Празднуется за неделю до Пасхи
После Своего Крещения в реке Иордан Господь Иисус Христос три с половиной года ходил по земле Палестины, проповедовал и учил людей, наставлял их, как спастись и попасть в Царство Небесное. Он совершил удивительные чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых. Толпы народа следовали за Ним. Многие считали Его великим пророком, и лишь некоторые верили, что Он – Сын Божий. Господь часто бывал голодным, ночевал под открытым небом, терпел множество неудобств, как самый последний бедняк. Но добро, которое творил на земле Христос, все более и более раздражало Его врагов – лжеучителей народных, властителей и богатых соотечественников Иисуса, которые не желали жить по правде Божией. И враги Спасителя уже задумали убить Его. Знал об этом Христос, как ведал все мысли каждого человека, и мог избежать смерти. Но Он, Сын Божий, всегда выполнял волю Отца Своего Небесного, Который послал его в мир, чтобы стать примером людям и Своей вольной смертью взять все грехи мира на Себя. Перед самой Пасхой Господь Иисус Христос сотворил удивительное чудо. Он воскресил Своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе мертвый. Множество видевших это воскресение из мертвых поверили в Господа. А слышавшие о чуде спешили в Иерусалим, чтобы увидеть Христа. Он и Сам направлялся в столицу. Недалеко от города Он попросил апостолов привести молодого осла из селения. Спаситель сел на него, так должно было исполниться древнее пророчество. Царь царей Иисус Христос въехал в столицу не на разукрашенной колеснице, а смиренно сидящим на маленьком ослике, показывая тем, что Царство Его не от мира сего, Царство Его – духовное, Небесное. Узнав о приближении Господа, многие вышли навстречу и кричали: «Осанна (слава), благословен грядущий во имя Господне!» и устилали Его путь пальмовыми ветвями. Его встречали как царя земного. Вход Господень в Иерусалим завершился у стен храма. И все это время народ не переставал прославлять Спасителя. Но глубокая скорбь была в Его душе. Господь знал, что через несколько дней та же самая толпа будет упорно требовать Его смерти, а прекрасный Иерусалим вскоре будет разрушен.
Тропарь праздника Вход Господень в Иерусалим
Общее воскресение
прежде Твоея́ страсти уверяя,
из ме́ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Тем же и мы, яко о́троцы, победы зна́мение носяще,
Тебе, Победителю смерти, вопие́м:
осанна в вышних,
благословен гряды́й во имя Господне.
Перевод: Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.


Воскресение Христово

За неделю до еврейского праздника, также носящего название Пасха, Иерусалим был полон народа. Именно в эту неделю в жизни тридцатитрехлетнего Спасителя произошли великие и страшные события. Один из ближайших Его учеников, Иуда Искариотский, выдал своего Учителя, получив за предательство от врагов Христа тридцать монет – сребреников. Ночью, после пасхального ужина, где Он установил таинства Причастия Своего Тела и Крови, Спасителя схватили и привели к первосвященнику. Совет нечестивых старейшин по ложным свидетельствам приговорил Иисуса Христа к смерти. Для утверждения приговора Спасителя привели во дворец римского наместника Пилата. За осужденным следовала толпа, которая требовала смерти Сына Божия. Пилат спросил, в чем обвиняют Его? Толпа стала кричать, что Иисус называет Себя Царем иудейским и смущает народ. Пилат, наедине поговорив со Христом, не нашел никакой вины и объявил об этом народу. Он предложил отпустить Иисуса, по обычаю прощать одного из преступников ради великого праздника. Но толпа, наученная старейшинами, продолжала кричать: «Распни Его! Отпусти другого!» Пилат сказал, что отпустит Его, и повелел воинам бить Христа. Когда, окровавленного, Его вывели к толпе, крик продолжался: «Распни Его!» Тогда Пилат приказал принести воды, умыл перед иудеями руки, не считая себя виновным в смерти Иисуса Христа, и предал Его на распятие. Два разбойника должны были быть казнены вместе с Ним. Их вели вместе с Ним по улицам Иерусалима, полного празднично одетых людей. Одни плакали и рыдали об Иисусе, большинство же издевались над Ним, говоря: «Других спасал, пусть теперь спасет Самого Себя!» Наконец, осужденных вывели за городские стены и распяли на крестах – на горе, называемой Голгофа. Смерть Господа оплакивала вся природа: солнце померкло, и тьма кромешная была больше трех часов. Земля затряслась, разломились скалы, обнажив каменные гробы. Тела умерших праведников восстали и явились своим родным в Иерусалиме. Вечером того дня наступала еврейская Пасха. К Пилату пришел один богатый человек, Иосиф из Аримафеи, который был тайным учеником Христа, и просил римского начальника отдать ему тело Распятого Иисуса. Пилат согласился, тогда Иосиф и еще один ученик Господа, Никодим, сняли Спасителя с креста, помазали Его душистым маслом, обернули в чистое полотно – плащаницу, и положили в новой гробнице недалеко от Голгофы. Вход в пещеру закрыли огромным камнем. Иудеи поставили стражу и наложили печать, чтобы ученики не взяли тело Учителя. Следующим днем была суббота, день отдыха, когда ничего нельзя было делать. На рассвете следующего за субботой дня женщины, верные ученицы Христовы, с невыразимой скорбью пошли ко гробу, чтобы помазать Его ароматами, но увидели, что стражи нет, а камень отвален от входа. На камне сидел ангел в белоснежных одеждах, который сказал испуганным женщинам, что Христос воскрес и Его во гробе нет. В великом смятении жены побежали рассказать об этом апостолам, но те не поверили. Лишь Петр и Иоанн решили посмотреть, что случилось. Дойдя до гроба, увидели, что Христа там нет, а лежит лишь Его плащаница. Тогда они поняли, что произошло то, о чем Спаситель говорил им прежде, но они не понимали: Христос воскрес. Когда Петр и Иоанн ушли, ко гробу вернулась Мария Магдалина. Она стояла и плакала. Вдруг увидела она двух ангелов в том месте, где лежал Христос, которые спросили, почему она плачет. Она ответила, что оттого, что унесли тело Господа. Обернувшись, она увидела Христа, но не узнала Его, приняв за садовника. Иисус назвал ее по имени, и только тут она узнала незабываемый голос, и скорбь ее переменилась на великую радость. Мария Магдалина первой увидела воскресшего Господа, Который сказал ей, что Он возвращается на небо к Отцу своему Небесному и что придет еще к ученикам, чтобы проститься.
Христос умер на кресте, но победил смерть – воскрес, поэтому на Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос воскресе!» и отвечаем: «Воистину воскрес!» Праздник Воскресения называется по-древнему Пасхой, но после пришествия на землю Христа он обрел новый смысл. Как древних евреев Бог освободил на Пасху от египетского рабства, так теперь Господь освободил верующих в Него от царства смерти.