Чужое солнце — Бавильский Д.
Страница 11 из 14
Чужое солнце (повесть)
Здравствуй, Даут!
Мы из Тбилиси приехали в Кутаиси.
Здесь есть Гелатский монастырь 12 века и Храм Баграта века 11-го, но мы их еще не посмотрели.
В поезде всем вагоном пели грузинские песни, так прикольно.
Буду держать тебя в курсе. Привет тебе от Фила.
Твой друг Кирилл.
Кутаиси оказался старым и красивым, величественным и тихим городом на берегах реки Риони. До концерта еще оставалось время, и Тигран организовал экскурсию в Гелатский монастырь Богородицы, одну из главных грузинских святынь. Мозаики посмотреть.
Посмотрели. А с древних стен на паломников и путешественников смотрели древние грузинские цари, выложенные мелкими разноцветными камнями. Между прочим, среди странников, которых в монастыре оказалось превеликое множество, Кирилл заметил монашек из поезда. Хотя они и были одеты, как все остальные монашки, спутать их с другими, «посторонними» паломницами было уже невозможно. Так хорошо они пели в вагоне, что стали как будто хорошими знакомыми.
ПАЛОМНИЧЕСТВО. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ НА ИЕРУСАЛИМ И ХАДЖИ В МЕККУ
Паломничеством называют путешествие верующих к святым местам для поклонения, молитвы, отправления религиозных обрядов или праздников. Самые известные паломничества – христиан в Иерусалим и мусульман в Мекку. Слово «паломничество» происходит от латинского слова «palma», пальма, потому что христиане-паломники в память о своем путешествии приносили на родину ветви пальмовых деревьев.
Огромный след в истории и культуре оставили Крестовые походы, которые тоже были своего рода паломничествами, хотя и затевались по военным причинам. Целью их считалась борьба христиан с «неверными», то есть мусульманами, и освобождение от турецкого владычества Гроба Господня. Всего походов было восемь, в XI–XIII веках. Военные экспедиции шли через Северную Африку и Сирию в Палестину, к городу Иерусалиму, который в те времена был в руках турок-сельджуков. Первый крестовый поход начался в 1096-м, когда европейские монархи решили расширить владения и завоевать новые территории. Так случается очень часто – корыстные цели (расширение земель, освоение новых рынков) маскируются возвышенными, в первую очередь религиозными целями. В это время турки были очень сильны, и византийский император Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану Второму, и с этого началась самая длинная в истории военная кампания.
Каждый воин «принимал на себя крест» и становился «крестоносцем». Крестоносцам важно было «вернуть» никогда им не принадлежавшую «Святую землю» в «лоно христианского мира». Призывы Папы Римского и проповедников, поддержанные монархами, воодушевили солдат, и уже очень скоро крестоносцы прибыли в Азию. По дороге к ним прибивалось много народу, и к месту назначения прибыли уже целые агрессивные орды.
Встревоженный император Алексей, который сам просил о помощи и защите, испугался такого напора и спешно переправил войска крестоносцев в Малую Азию, где их всех до одного перебили турки.
Эти войны были кровопролитны и малоудачны. Один такой поход вошел в историю как «Крестовый поход детей». Из Франции и Германии на Восток отправились толпы детей, большая часть которых погибла, а некоторые были захвачены в рабство. До Святой земли никто из них так и не добрался.
Крестовые походы предпринимались неоднократно и всегда кончались бесславно. Даже такой известный герой, как Ричард Львиное Сердце, не смог завоевать Иерусалим – Святой город продолжали удерживать турки.
Со временем крестоносцам удалось лишь подписать договор о возможности посещения святынь христианскими паломниками. Уже тогда верующим было важно посетить места жизни Христа и его учеников.
Иерусалим был и остается городом трех религий – там находятся иудейские, христианские и мусульманские святыни. Паломничество к ним не прекращается, не ослабевает и политическая напряженность вокруг них. Христиане со всего мира летят в Иерусалим, чтобы помолиться на месте Тайной вечери, подняться на Голгофу, где, по преданию, Христос был распят, собственными глазами увидеть его опустевшую могилу.
У мусульман Святым городом, помимо Иерусалима, считается Меккав Саудовской Аравии, где родился основатель ислама пророк Мухаммед. В центре Мекки стоит мечеть Аль-Харам – она и есть цель «хаджа», то есть путешествия в «Дом Пророка», в самом центре которого стоит черный камень Кааба – главная святыня мусульманского мира.
В мире множество религиозных святынь: в Индии почитают места, связанные с жизнью Будды, в Австралии священной территорией считается скала Улуру, на Гавайях – святилище Хонаунау. Все они – известные на весь мир святыни. В России издавна толпы людей привлекали Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – именно на его территории похоронен широко почитаемый православный святой Серафим Саровский.
Глава 8
В глубь Сибири
Дорогой Даут, здравствуй!
Ты не поверишь, но я уже в Сибири! Так уж получилось!
Тут совсем не так, как в Грузии. Очень короткое лето и много комаров.
Комары зажрали просто!
Извини, нужно бежать на корабль, напишу тебе позже.
Твой Кирилл.
В Сибирь Кирилл попал уже после Кутаиси совершенно случайно. Юрию Александровичу позвонил двоюродный брат из Красноярска и пригласил на свадьбу племянницы. Юрий Александрович сказал, что никак не сможет, он на гастролях в Грузии. И тогда родственник пригласил всю команду поиграть на свадьбе:
– Будет нам большое событие – музыканты из Москвы и их друзья из Грузии!
И обещал всем оплатить билеты.
– Как вы относитесь к сибирским гастролям, ребята? – спросил Юрий Александрович.
– Отлично! Я – за. И поедим настоящих сибирских пельменей, – сразу же согласился Филипп.
– А чем настоящие сибирские пельмени отличаются от ненастоящих? – немедленно откликнулся Кирилл.
Но на этот простой вопрос Фил ответить не смог. А Юрий Александрович засмеялся:
– Надо попробовать. Тогда поймешь. Ты, Кирилл, все должен попробовать сам.
Оказалось, что свадьба не в Красноярске, а в городке, куда летом два месяца ходит корабль по Енисею, а в остальное время года только вертолет летает.
В Сибирь летели с двумя пересадками до международного аэропорта в Абакане, а последний отрезок пути – на небольшом самолетике. Летели невысоко, и все было видно в подробностях – тайга под крылом, линзы озер и реки. Когда приземлились, оказалось, что солнце палит нещадно – лето здесь не такое, как в Грузии: короткое, душное, какое-то ненастоящее. Словно природа заболела и у нее поднялась температура.
Теплоход «В. Чкалов» уходил из Красноярска ранним утром. Кирилл спал по дороге из аэропорта до речного вокзала и окончательно проснулся только на палубе – теплоход разворачивался, становясь по течению. Енисей бурлил и пенился, как шампанское.
Рядом с Кириллом, облокотившись на перила, стояла девочка странного вида: во-первых, необыкновенно красивая, с большими, как будто удивленными глазами, во-вторых, она словно явилась на корабль из какого-нибудь девятнадцатого века – волосы упрятаны под глухой платок, темная длинная юбка до земли.
– Какое течение сильное, – обратился к ней Кирилл. Но девочка не ответила, даже не посмотрела.
«Странная какая-то, – подумал Кирилл. – Может, иностранка, не понимает по-русски?»
Тут раздался гудок, и еще один – и их теплоход обогнал небольшой катер. Кирилл посмотрел за борт, а когда обернулся, странной девочки уже не было.
Корабль стремительно уходил от причала – как будто в самый что ни на есть открытый океан.
Кирилл пошел на разведку: корабль старый, везде лакированное дерево и латунные перила, как в замке с привидениями, таинственные коридоры, лесенки вниз-вверх, запертые двери. Где-то здесь, за непроницаемыми стенами, должно быть, сидит со своими родителями загадочная девочка и смотрит в иллюминатор.
За бортом тоже было интересно – «В. Чкалов» шел споро, обгоняя мелкие суда-тихоходы. Енисей – судоходная река, обжитая, движение по ней – почти как по Москве в час пик.
По одному берегу тянулись деревеньки, другой же оказался крутым и совершенно безлюдным: сплошь непроходимый лес. И вот уже «В. Чкалов» миновал небольшой порт Павловщина, где стояли пришвартованные буксиры-толкачи, баржи, старые и ржавые. Здесь их латают и ремонтируют: дно у Енисея каменистое, характер сноровистый, небольшая ошибка – и готова пробоина.
Времени у пассажиров масса, делать нечего, торопиться некуда, вот и сгрудились кучкой на корме, глазеют, общаются. Кирилл ходил, пока не устал, девочку так и не увидел, отправился в каюту. Юрий Александрович уже сдавал карты – он был большой любитель преферанса. Кирилл залез на верхнюю полку и заснул.
Потом Филипп растолкал его, потому что приближалось место, где в Енисей впадает еще одна большая сибирская река, Ангара. Кирилл поднялся на палубу – может, та девочка тоже выйдет посмотреть на Ангару. Но девочки не было.
Фил повел Кирилла в кают-компанию, показал на карте и место слияния Ангары и Енисея, и городки, мимо которых они проплывали: Лесосибирск, Маклаково, Новомаклаково. Где-то здесь заканчивается железная дорога и дальше на север можно продвинуться только по воде или по воздуху.
Но Кирилл смотрел на не карту, а в угол кают-компании, где у старинного буфета сидела загадочная семья строгих людей, не похожих на всех остальных пассажиров. Бородатый отец в темной рубахе навыпуск, мать, обликом и одеждой похожая на монашку, два совсем древних деда с мохнатыми бородами и в сапогах – все как из учебника истории, – а с ними та самая глазастая девочка.
Переговаривались они между собой едва слышно, жесты скупые, степенные. Девочка глаз не поднимает, смотрит в свою кружку. И вот еще что необычно – все пассажиры как пассажиры, пьют чай из буфета, у всех казенные стаканы в латунных подстаканниках, а это семейство пьет из собственных кружек. Тут к ним подошел еще один старик, достал кружку из холщового мешочка и поставил на стол. Отец девочки налил ему кипятку. Чайник – тоже свой. Интересно, подумал Кирилл – кипяток они берут из общего бака или он тоже собственного производства?
– Фил, что за люди в углу сидят?
Фил посмотрел и сразу же ответил:
– Мне кажется, это староверы. Кержаки их называют.
СТАРОВЕРЫ – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ПОНЕВОЛЕ
История староверов в России началась в XVII веке, когда патриархом православной церкви стал Никон. Заняв патриарший престол в 1652 году, он начал церковные реформы, чтобы приблизить и церковную службу, и богослужебные книги к греческим образцам. В русской церковной жизни существовало несколько богослужебных деталей, которые Никон хотел привести в соответствии с греческими. Это вызвало недовольство у многих священников и мирян. Но особый протест у них вызвало проклятие (анафема), произнесенное Никоном на тех, кто крестился двумя перстами. У патриарха Никона появилось много противников, из которых самым известным был протопоп Аввакум. Началась церковная смута. Сторонников старой веры начали называть раскольниками, и они стали подвергаться жестоким гонениям: ссылки, аресты, пытки и казни. Сам протопоп Аввакум после многих ссылок был на 15 лет заключен в земляную тюрьму, а затем сожжен вместе с четырьмя сподвижниками.